чиновники
3662

Что стоит за политическим бурлением последних дней?

Скандал в Тунке, перестановки в коридорах власти, праймериз «единороссов» и «хромые утки» в Хурале

Фото: пресс-служба главы и правительства РБ

Жизнь вокруг площади Советов и в районах республики забурлила. Праймериз «единороссов» совпали с перестановками в коридорах власти и сессией Хурала. Все эти события наложились друг на друга так быстро и тесно, что без бутылки тункинского аршана не разберешься. 

«Тункинская заноза»

Начнем с самого громкого и долгого политического скандала в Тунке. Напомним, что новый руководитель администрации главы Бурятии Баир Цыренов первым поехал разгребать тяжелое наследие в Тунке. 

— Не можете договориться, уходите обе стороны! — предложил тогда Баир Цыренов. 

Очевидно, что это был согласованный с главой вариант. Но его реализацию отложили на период после выборов президента России, чтобы не мешать главному политическому событию страны. Президентскую кампанию Бурятия провела успешно, заняв 3-е место в Сибирском федеральном округе и 18-е по стране. 

Пора двигаться дальше, но мешала движению «тункинская заноза». В район опять выехал руководитель администрации главы и правительства. Обстановка не изменилась, и главе Тункинского района предложили уйти по-хорошему. 

Правда, Ивана Альхеева уговорить уйти с первого раза не удалось. Тот взял паузу якобы для обдумывания. Обдумывание превратилось в мобилизацию сторонников, которые отправили делегацию в Улан-Удэ и объявили, что Альхеев остается. 

— Он остаётся. А мы уходим? — завопили взбешенные сторонники тункинского райсовета и, подогретые третьей силой, устроили свои акции. 

Все это и привело к выходу сугубо местного конфликта на федеральный уровень. И, соответственно, потребовало вмешательства федералов. Сейчас в бурлящей Тунке должны успокоиться и начать готовиться к выборам не только в Хурал, но и в райсовет. А также к референдуму по оценке работы Ивана Альхеева. 

Несколько неожиданным стало назначение зампреда по социалке Вячеслава Цыбикжапова временно «смотрящим» за Тункой. Одни считают это понижением, другие говорят, что в этой кадровой рокировке большую роль сыграл опыт работы Цыбикжапова главой Селенгинского района. Ведь на Тунку выпала очередь принять очередные сельские игры. А подготовиться к ним хорошо район, раздираемый междоусобицей, не успевал. 

Магадан - Улан-Удэ - Москва

Напомним историю появления у нас уроженца Магадана Юрия Сафьянова. В Бурятии он работал с 2006 года советником гендиректора компании «Вертекс», а также возглавлял ООО «Хужир Энтерпрайз» в Окинском районе. Занимался проведением геологоразведочных и добычных работ на золоторудном месторождении «Коневинское». Поэтому не понаслышке знает о природных богатствах республики. Учредителями «Хужир Энтерпрайз» в Бурятии являются две московские компании — ЗАО «ГК Вертекс» (60%) и ООО «Русфинансгрупп» (40%). 

В 2014 году Баир Ангаев неожиданно ушел с должности министра природных ресурсов. В интервью нам он тогда объяснил, что был оштрафован УФАС на 20 тысяч рублей. 

— Официально — за нарушение ФЗ № 94 о госзакупках, которое произошло при выполнении работ по параметризации так называемой «нефтяной линзы» — многотонного нефтяного загрязнения в районе Стеклозавода в Улан-Удэ, — рассказал нам тогда Баир Ангаев. — Проблема возникла из-за того, что высокий уровень воды в Селенге не позволил сделать все анализы вовремя. Приборы могли работать только в сухих условиях. Поэтому я подписал соглашение о продлении работ, то есть о выполнении анализов… Я пошел на намеренное нарушение закона, то есть, как выразились в УФАС, я «гипотетически» нарушил права потенциально возможных претендентов на выполнение работ. Получается, что я для пользы дела, для сохранения Байкала, намеренно нарушил закон. 

СМИ тогда предполагали, что министра спровоцировали на отставку намеренно. Уж слишком хорошие деньги идут на проекты Министерства природных ресурсов. Например, на ту же ликвидацию злополучной «нефтяной линзы» на Стеклозаводе предусмотрено около 170 млн до 2020 года. 

После ухода Ангаева в финал конкурса на замещение данной должности прошли советник гендиректора по производству компании «Вертекс» Юрий Сафьянов и первый замглавы ведомства Александр Лбов. К слову, он остался первым замом у выигравшего конкурс Сафьянова. Сейчас под следствием. 

Про самого нового министра злые языки говорили, что он, проживая в Магаданской области, работал крупье. Как бы то ни было, остается загадкой, как Вячеслав Наговицын назначил министром человека без опыта государственной и муниципальной службы. 

— Я министр не кабинетный, я министр-производственник, — говорил он в одном из своих первых интервью. 

Запахло жареным

13 марта 2017 года его первого зама Александра Лбова задержали прямо на рабочем месте по подозрению в хищении бюджетных средств в особо крупном размере. Предварительная сумма ущерба казне составила более 2,5 млн рублей. 15 марта его отправили в следственный изолятор. Позже срок содержания под стражей продлевали. Три уголовных дела объединили в одно производство. В том числе одно из дел связано с той самой «нефтяной линзой», второе — с разработкой проектной и рабочей документации по Джидинскому вольфраму. 

К этому коррупционному скандалу недавно добавился еще один. И для Юрия Сафьянова запахло жареным, в прямом и переносном смыслах. Начались пожары на мусорных свалках у Вахмистрова. Задыхающиеся горожане, экологи и журналисты в связи с этим припомнили, что Минприроды провалило планы по поиску и избранию регионального оператора по организации сбора и утилизации мусора в республике. 

Сейчас министр природных ресурсов Бурятии сам подтвердил, что уйдет в отставку. Как он сообщил ИА «Восток-Телеинформ», Алексей Цыденов подписал его заявление на увольнение. 

— С начала года я вел переговоры с компанией «Новатек» и вот получил очень хорошее предложение, от которого, как у классика, я не смог отказаться. 3 мая у меня последний рабочий день, затем я уезжаю в Москву, — сказал Сафьянов. 

Пока неизвестно, новый министр природных ресурсов Бурятии будет назначен или пройдет сито открытого конкурса. Пока его обязанности будет исполнять первый заместитель министра Анатолий Соковиков. 

Главный кадровик

Не стал скрывать своего ухода и главный кадровик администрации главы Балто Дагбаин. 

— Да, действительно, на днях сложил свои полномочия в администрации. Процедура оформления долгосрочной загранкомандировки находится на завершающей стадии. Только что вернулись с семьей из Москвы после прохождения медицинской комиссии. Планируется возвращение в Улан-Батор на позицию старшего советника посольства Российской Федерации в Монголии. Знакомое место, родной коллектив, давние, проверенные партнеры и друзья… — рассказал он нам. — Информация о предстоящей смене моего места работы находилась, что называется, в открытом доступе и не являлась чем-нибудь экстраординарным. Поставленные передо мной задачи решены, теперь же обозначены новые профессиональные ориентиры, от которых трудно отказаться. 

Предстоящее назначение Дагбаин рассматривает как знак высокого доверия со стороны Искандера Кубаровича Азизова, чрезвычайного и полномочного посла России в Монголии. 

— Одновременно это и весьма ответственное поручение, связанное с необходимостью последовательного отстаивания российских интересов в этой братской стране. За первую командировку в Монголии установлена масса полезных знакомств в правительственных и парламентских кругах, многие из которых переросли в настоящую дружбу. Надеюсь, что этот задел послужит залогом успешного продолжения начатых дел. С учетом того, что функционал, вероятнее всего, останется прежним и будет связан с торгово-экономическим сотрудничеством, надеюсь, что окажусь полезным как для бизнеса из Бурятии, так и для инициатив руководства республики, — отметил наш собеседник. 

От редакции добавим, что Балто Дагбаин откровенно раздражал новых зампредов правительства своей принципиальностью в кадровых вопросах. 

— Нам работать с этими людьми, своими подчиненными. А нам их назначает другой человек, — жаловались на условиях неразглашения имен зампреды. 

Напомним, что Балто Дагбаина стали называть родственником главы Бурятии почти сразу после назначения. Возможно, этому причиной стали агинские корни главного кадровика. 

— Я не родственник Алексея Самбуевича. Знаком с ним с 2013 года, по периоду работы в МИДе, в посольстве России в Монголии, — опроверг эти слухи Балто Дагбаин. 

«Хромые утки»

На очередной сессии Хурала 24 апреля большинство депутатов Хурала имитировало бурную деятельность. По поводу и без повода нажимали на кнопки для реплик, показывая главе республики свою активность. Напомним, что до сентября, когда у депутатов закончится срок, осталась одна летняя очередная сессия. 

Как руководитель администрации главы и правительства Баир Цыренов доложил пять законопроектов, в том числе два резонансных. Первый — об упразднении Конституционного суда, куда так мечтали пересесть хуральские пенсионеры. Второй — законопроект, дающий право районам самим выбирать порядок избрания глав муниципальных образований — на прямых выборах или путем назначения на конкурсной основе. 

Все законопроекты прошли на «ура», что показало добротную «обработку» депутатов Народного Хурала их недавним коллегой Баиром Цыреновым. 

Таким образом, очевидно, что позиции нынешнего правительства в преддверии выборов в Народный Хурал прочны и устойчивы. Чего не скажешь о депутатах Хурала, напоминающих сейчас «хромых уток». Это выражение пришло из американского политического сленга. Так называют политиков, досиживающих последние дни в своих креслах.

Автор: Информ Полис, Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях