Ещё два месяца назад в мессенджерах начала распространяться информация о неких противоречиях между руководителем Бурятии и главой Буддийской традиционной Сангхи России (БТСР). Сообщалось, что последний, помимо религии, много внимания уделяет возрождению и развитию бурятских традиций, в том числе родному языку, национальным видам спорта и номадному (кочевому) животноводству, а Алексей Цыденов вроде как скептически относится к этому. Кроме того, отмечалось, что Хамбо лама Дамба Аюшеев якобы недоволен кадровой политикой главой республики.
Эксперты, опрошенные тогда сайтом «Клуб регионов», назвали эту информацию «вбросом». К примеру, депутат Госдумы от Бурятии Николай Будуев подчеркнул, что в республике идёт своего рода борьба за влияние на Цыденова. А известный политолог, руководитель центра изучения политических трансформаций Бурятского госуниверситета Алексей Михалёв заявил: подобные информационные атаки призваны раскачать ситуацию перед выборами в Народный Хурал.
Буквально через несколько дней руководитель региона по приглашению главы Буддийской традиционной Сангхи России посетил его резиденцию в Иволгинском дацане вместе со своей супругой. Вместе с верующими он принял участие в праздничном молебне и в подношении мандалы нетленному телу Хамбо ламы Итигелова, а затем пообедал с лидером российских буддистов. Они обсудили развитие бурятского языка, культуры и сельского хозяйства.
«Лама – независимый человек»
В минувшую субботу, 21 апреля, члены Сангхи встретились в Иволгинском дацане, где подвели итоги работы за последние годы. Сугунды, или съезд БТСР, согласно уставу, проводится раз в пять лет. Впервые на мероприятие подобного рода пригласили главу Бурятии – предшественники Цыденова никогда его не посещали. Это отметили практически все СМИ.
По мнению директора коммуникационного агентства «МаркеловГрупп», политтехнолога Сергея Маркелова, присутствие руководителя региона на очередном собрании буддистов – попытка показать отсутствие проблем во взаимоотношениях между ним и Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым. При этом эксперт уверен, что без вмешательства федерального центра не обошлось.
- Цыденов использовал федеральный ресурс. Скандал, безусловно, был. Но мы понимаем, что люди, связанные с религией в нашей стране, вольно или невольно интегрированы в её политическую жизнь. Думаю, что в данном случае Цыденову помогли федеральные власти. Сам бы глава Бурятии эту ситуацию не разрешил. У него нет для этого ресурсов, – заявил политтехнолог. – Лама – абсолютно независимый в регионе человек. Но конфликт не исчерпан и не исчерпается, а может просто уйти из информационного поля.
По словам Маркелова, дальше каждый будет пользоваться «своим ресурсом».
- Влияние Хамбо ламы останется в религиозной части управления бурятским населением, а Цыденову достанется административная, – заявил он «Клубу регионов».
Отметим, в последнее время политологи всё чаще говорят и о разногласиях между Алексеем Цыденовым и «политической верхушкой» Бурятии. Ещё в прошлом году главе предрекали сложные отношения с местными элитами: республика оказалась в числе регионов, где перед губернаторскими выборами прогнозировали усиление внутренних конфликтов. А чуть более месяца назад некоторые эксперты констатировали: попытка Цыденова стать своим для местной элиты провалилась.
- Президентская избирательная кампания лишь заставила замести конфликты под ковёр, сделать их незаметными федеральным наблюдателям. Но от этого противоречия не стали менее опасными для губернатора-новичка и его неопытной команды, – сообщал «Клуб регионов».
Местные эксперты, между тем, уверены: в преддверии выборов в Народный Хурал старые элиты не пойдут на открытую конфронтацию с лидером республики, поскольку рассчитывают на места в парламенте. Однако конфликты по итогам переговоров по кандидатам в депутаты всё же не исключены.