В прошлом году футбольный клуб «Селенга» официально перестал существовать. На смену ему пришел обновленный ФК «Бурятия». Однако команда сейчас испытывает дефицит бюджета и недостаток кадров.
С новым названием в неизвестное будущее
Эту новость в околоспортивных кругах республики приняли неоднозначно. Одни считали, что данная новация пойдет на пользу бренду региона, другие же были за сохранение истории и традиций одной из старейших команд Сибири.
Связавшись с одним из представителей клуба болельщиков «Селенги» - Алексеем (имя изменено по его просьбе. – Прим. авт.), мы узнали подробности сложившейся ситуации.
- Мне позвонили незнакомые люди, представившись новыми руководителями команды. Предложили финансовую поддержку, если болельщики встанут на их сторону. Когда же мы официально встретились с представителями клуба, они начали отрицать факт такого звонка, - рассказал болельщик.
Сами поклонники улан-удэнской команды подтверждают, что это, вероятно, была провокация со стороны третьих лиц, но свою позицию менять не собираются. Для них цвета и название клуба стоят на первом месте: ребята за свой счет изготавливали шарфы, флаги, листовки и даже разработали эмблему клуба.
Сейчас, как признался Алексей, их сообщество не поддерживает контакты с ФК «Бурятия» и не в курсе того, что сейчас происходит. На вопрос, есть ли у новой команды свой фансектор, как был у «Селенги», молодой человек ответил: вряд ли.
- Деньги у клуба мы никогда не брали. На выезды в другие регионы ездили за свой счет. Сами оплачивали штрафы за пиротехнику, которые выставляли клубу. Федерация футбола предлагала нам помощь, но мы отказывались, так как понимали, что у них и без нас хватает затрат, - объясняет Алексей.
Бюрократический круговорот
Конфликт с болельщиками – это не единственная проблема, с которой столкнулся ФК «Бурятия». Как нам сообщили в руководстве клуба, это скорее недопонимание, чем конфликт, а ситуация с предложением подкупа полностью абсурдна. По мнению Романа Галимова, президента Федерации футбола республики, это только вершина айсберга проблем.
- Смена цветов и названия – шаг вынужденный. Связан он с тем, что ФК «Селенга» исчерпал свои финансовые возможности. Совместно с Министерством спорта было принято решение реформировать клуб в сборную, чтобы команда имела государственную поддержку. К тому же мы надеялись, что это поможет продвижению бренда региона за её пределами. К сожалению, правительство к данному проекту относится нейтрально, - рассказал Роман Галимов.
- Мы как будто бьемся об стену. Я несколько раз пытался попасть на прием к главе республики через Министерство спорта, но в правительстве нас обратно отправляют в Минспорт. Вот так и крутимся в бесконечном бюрократическом кругу, - добавил Сергей Мадасов, начальник ФК «Бурятия».
Сезон 2017 года команда с новым руководством и тренером провела в Высшей лиге ЛФК Сибири, по итогам которого заняла 6-е место, опередив коллективы из Кемерова, Барнаула, Читы и Иркутска. В этом году команде было отказано в участии в Высшей лиге по решению Союза федерации футбола Сибири. По их мнению, материальная база клуба не соответствует регламенту соревнований. На данный момент бюджет ФК «Бурятия» составляет 2,5 млн рублей.
- Мы готовы обсудить проект, направленный на возрождение республиканского футбола. Тем более что чемпионат мира по футболу пройдет у нас в стране. По идее это должно дать толчок развитию всего регионального футбола, но, как мы видим, руководство Бурятии не готово обсуждать эту проблему, – говорит Роман Галимов.
Команду из Бурятии узнают не только в соседних регионах, но и в Монголии. В прошлом году коллектив приглашали на выставочный турнир в Улан-Батор, как команду из страны-хозяйки чемпионата мира. Монгольская сторона готова была полностью взять на себя расходы по проживанию и заплатить игрокам за участие в матчах. Эту идею пришлось отложить из-за того, что не нашлось средств для поездки.
Без флага, родины и стадиона
Сейчас основной костяк команды составляют игроки 1999 и 2001 годов рождения, которые меняются каждый год. Очень сложно удержать игроков в команде, когда клуб не платит зарплату, а может только премировать по итогам сезона. У команды нет даже возможности найти помещение для тренировок.
- Фактически у команды нет своего стадиона. Чтобы проводить домашние встречи в Улан-Удэ, мы должны заплатить за аренду. И это не говоря о тренировках. Дирекция спортивных сооружений приравняла нас к обычным коммерсантам. Проводить там занятия накладно, поэтому хоть как-то выручают ВСГУТУ, БГУ и база на Верхней Березовке, - поделился проблемами Сергей Мадасов.
С проблемой финансирования и господдержки сталкивались не только футболисты. Содержание на балансе республиканского бюджета спортивных команд - очень затратный проект, требующий как финансовых, так и человеческих ресурсов. Тем не менее в республике не отказываются от поддержки клубов. Как сообщили в Министерстве спорта, работа в этом направлении идет на развитие государственно-частного партнерства, всегда идет поиск новых меценатов и спонсоров. Ведомство всегда готово оказывать поддержку спортивным клубам, но только в рамках своих возможностей.
В Бурятии есть игроки круче Граната
Проблема футбола в республике носит масштабный характер. По популярности это самый массовый вид спорта, но полноценную команду набрать проблематично, во многом это касается и развития детского спорта.
Охват для главной команды республики очень маленький, в основном кадры предоставляют те же самые БГУ, ВСГУТУ, ДЮСШ-6 и ДЮСШ-5. Здесь нужна не статистика людей, занимающихся футболом, а сама система, которая бы контролировала все спортивные учреждения. Возможно, где-то во дворе за условный 18 квартал играет потенциальный игрок сборной России. Примеры Владимира Граната и Александра Головина тому подтверждение. За пределами Улан-Удэ о футболе известно только во время сельских игр. В футбольных секциях ребята тренируются от 7 до 16 лет. Дальше они переходят в систему ФК «Бурятия» или другие команды, но большинство просто уходит из спорта.
- Очень много молодых и талантливых ребят заканчивают с футболом. Были даже те, кто превосходил по уровню мастерства самого Граната, но, не видя дальнейших перспектив, они уходили в другую сферу, - рассказал Сергей Иванов, детский тренер по футболу.
По словам всё того же Иванова, чтобы вырастить игрока профессионального уровня, нужно заложить основы еще в детском возрасте. Но в Бурятии это сложно сделать, так как элементарно не хватает соответствующих футбольных полей и возможностей для выезда на различные турниры, где дети могли бы поучиться у высококлассных мастеров и приобрести уверенность и мотивацию.
- Бывает, видишь, что парень перспективный и сильный как футболист, но не можем его показать на межрегиональном уровне, так как у нас нет средств, - подытожил Сергей Иванов.
Получается, что если бы такие именитые футболисты, как, например, Месси или Роналду, родились бы и выросли в республике, то шанс того, что они станут звездами футбола, близок к нулю. Тем временем большинство соперников ФК «Бурятия» - профессионалы, готовые расти и продвигаться в высшие лиги. Тот же молодежный состав «Енисея», с которым ФК «Бурятия» сыграл вничью, в новом сезоне будет выступать за основную команду в премьер-лиге против ЦСКА, «Зенита», «Спартака» и других.
Однозначно можно сказать только то, что перспективы сейчас очень туманные. Если у команды появится реальная господдержка, то руководителям регионального футбола будет легче убедить спонсоров.
- Мы хотим показать, что мы не какие-то попрошайки, а нормальный деловой партнер, который при должном раскладе и диалоге может приносить пользу и выгоду для республики. На выездных встречах по нашей команде люди судят, какой у нас регион. Все клубы ЛФК Сибири имеют частно-государственное партнерство. Бизнес и правительство вкладываются в футбол 50 на 50. Первые определяют направление и вектор развития, а власти ставят задачу и являются основным гарантом стабильности, - говорит Сергей Мадасов.
С развитием массового спорта многие города и регионы стараются иметь у себя команды профессионального уровня, будь то футбол, хоккей или волейбол. Команды есть в Новосибирске, Чите, Иркутске, Хабаровске. Это не только своеобразный имидж субъекта страны, но и объединяющая идея всего населения.
Футбол для тщеславия, а не для развития
История бурятского футбола знает много побед и немало поражений, не только спортивных, но и околофутбольных. Последний раз команда «Селенга» выступала на профессиональном уровне в 2003 году во второй лиге чемпионата России. Затем у команды появились финансовые сложности, и клуб прекратил свое существование. Потерю Селенги для местного спорта пытался восполнить «Коммунальник», выиграв Кубок Сибири среди любительских команд, но затем команда объявила о роспуске игроков. Возрождение бурятского футбола началось со сдачей в 2011 году Центрального стадиона. Тогда руководитель республики Вячеслав Наговицын пожелал, чтобы на нём выступала местная команда, которая будет бороться на равных с другими регионами. Пожелание выполнили, команда получила финансирование и заявилась в любительскую футбольную лигу Сибири. Правительство ждало от команды сиюминутных результатов, не вдаваясь во всестороннее изучение футбольного менеджмента. Приобрели игроков со всех регионов страны, платили им зарплату, но далеко такой проект не зашел – в нём не было модели развития. В 2014 году, когда у клуба начались финансовые проблемы, все наемные футболисты разбежались, осталась только неопытная молодежь из местных ребят, собранных наспех. Это сказалось на результатах и понижении в классе. Начиная с 2016 года дела команды начали поправляться: молодежь окрепла, появились первые результаты, но клуб снова оказался на грани банкротства. Решение было принято моментально – реорганизация из «Селенги» в ФК «Бурятия».