Досуг
1502

В Улан-Удэ московские режиссеры поставили спектакли о местных подростках

В Русском драмтеатре завершилась творческая лаборатория для детей «Территория РОСТа. Год третий»

Фото: Н. Сахилтарова

С 19 по 27 апреля в Русском драматическом театре им. Н. Бестужева прошла творческая лаборатория для детей и подростков «Территория РОСТа. Год третий». 

Вчера, 26 апреля в малом зале ГРДТ состоялся показ эскизов, поставленных в рамках лаборатории проекта. Два показа, в жанре вербатима, Донатаса Грудовича и Егора Матвеева отличились феерией, удивительной атмосферой, режиссеры продемонстрировали оригинальные решения, которые не могли не увлечь, захватить и не отпускать на протяжении всего действа. Несмотря на то, что спектакли были созданы всего за неделю, режиссеры тщательно подошли к своей работе, показав всё лучшее, на что способны. 

В этом году творческая лаборатория состояла из двух этапов. Вначале ребята отвечали на заданные вопросы, рассказывали про свою жизнь, раскрывали тайны. Затем режиссеры воплотили интервью через образы на сцене. Таким образом, зрители узнали о мыслях и желаниях подростков, их проблемах и взаимоотношениях со взрослыми. 

Второй этап – подготовка эскизов документальных спектаклей в жанре вербатима, предполагающий полное копирование слов, жестов, мимики, манеры речи - актерами для передачи образа героя.  

Перед началом выступления художественный руководитель театра Сергей Левицкий подчеркнул главную проблему лаборатории – отсутствие коммуникации между детьми и взрослыми.  

- Дети умнее и мудрее, чем взрослые, они могут научить всех нас быть лучше. Важная проблема, в том, что между детьми и родителями отсутствует коммуникация. Мы не хотим, либо ленимся. Это не проблема эскапизма, мы просто не хотим друг друга услышать и понять. Лаборатория же призвана найти эти точки соприкосновения, - отметил Сергей Левицкий. 

Хочется отметить, что проблема между поколениями существовала во все времена, но в век современных технологий вопрос приобрел новое звучание. 

Постановка, которая перевернула сознание 

Первая постановка отличилась оригинальным подходом, чем вызвала бурные обсуждения и эмоции у зрителей. Донатас Грудович назвал свой эскиз как психоделический КВН.

- Когда мне предложили принять участие в проекте, я сразу согласился. Республика известна Байкалом и духовной составляющей. Проект «Территория РОСТа. Год третий» - интересный, затрагивает проблемы взрослых и детей. Вербатим – это вид театрального представления, за основу берется монолог – высказывание героя на любую тему. Спектакль, который мы увидим сегодня – это своеобразная социальная сеть, но только вживую. Социальные сети у нас отнимают возможность общения в реальности. Театр в этом плане более универсален, здесь не существует рамок. В Москве я занимаюсь иммерсивным театром, хеппененгом, перформансами. Там нет такого понятия как актер, есть личность, человек никого не играет, он есть такой, какой есть. В современном театре человек на сцене может общаться, импровизировать, а самое главное создавать пространство, где бы люди могли общаться между собой. Жанр сегодняшнего представления - психоделический КВН. Как сказал в прошлом Ленин, для людей самые главные из искусств – это кино и цирк, в наше время важным является шоу. Моя задача поместить психоделический сюжет в жанр КВНа. Мы живем в довольно сюрреалистическое время, когда все вывески, всплывающие окна, машины, телефоны не кажутся нам сверхестественными, но если только вдуматься, то всё это покажется довольно умопомрачительным для человека из прошлого, - поделился Донатас Грудович.

Эскиз Грудовича представил законченную работу. В начале спектакля актеры выходят на сцену в образах детей и начинают свой монолог о взаимоотношениях со сверстниками, родителями. Вся их жизнь вращается вокруг интернета. Монолог подростков нарушает женщина в годах, она начинает укорять молодежь за излишнюю привязанность к гаджетам, вспоминает свои былые годы и приводит примеры из своей молодости. Далее, зрители оказываются в сказке «О потерянном времени», в которой образы главных героев преувеличены и искажены. Режиссер предложил свой вариант интерпретации давно известного сюжета.

В итоге удивительных злоключений звучит электронная музыка и все действо превращается в танцы, в которых задействованы не только актеры, но и сам режиссер и члены жюри. Позже, как отметил режиссер, по его замыслу все зрители должны были тоже принять участие в танцах. Такой жанр носит название хеппенинга.

 

Отметим, что спектакль нагроможден смыслами и символами, в котором пересекаются множество тем, аллегорий и отсылок. Постановка предлагает вариацию на тему конфликта между поколениями.   

 

На обсуждении спектакля театралы и участники постановки выразили свое мнение об увиденном.

Сегодняшние подростки в отличие от пенсионеров – это принципиально иные люди, для которых компьютер и интернет - обыденные вещи. А то, что взрослое поколение не знает, как сделать так, чтобы достучаться до ребенка, отвлечь его от глобальной сети, проблемы их самих, а не детей.

Проблема отцов и детей остаётся открытой, и упирающейся в противопоставление: индивидуализм или самопожертвование, самоотдача или эгоизм, нежелание понять и услышать или проявить немного чуткости и сострадания. Человек делает выбор и высокие технологии лишь усложнили задачу поиска взаимопонимания.

Золотые слова прозвучали из уст пожилой женщины, с которыми трудно не согласится. Она сказала, что непонимание между поколениями рождается там, где подростка сильно опекают, а он должен пройти свой путь.

- Старшее и младшее поколение находятся в разных плоскостях в связи с развитием IT-технологий. Всё дело в разнице ритмов, у молодежи время бежит, они динамичны, а жизнь людей пенсионного возраста наполнена размеренностью. Поэтому в этом случае нужно задать формат нового общения. У современного искусства меньше рамок, чем в классическом театре. Социальные вечеринки, удобный формат для молодежи и взрослых. Можно делать совместные перформансы. Многие мои спектакли проходят в формате вечеринок, куда приходят взрослые и дети. В иммерсивном театре зритель не сидит, он двигается. Хеппенинг нужен для того, чтобы преодолеть рамки между зрителем и актерами, что позволит освободиться от рамок, - отметил Донатас Грудович.  

Второй эскиз поставил столичный режиссер Егор Матвеев. Спектакль классического направления получился теплым и располагающим. Стоит отметить блестящую игру актеров Русского драмтеатра, ребята смотрелись блестяще, невозможно поверить в то, что работа над спектаклем длилась всего неделю.

 

- Мы за неделю создали эскиз. За это время мы побывали в Иволгинском дацане, были на Байкале, посмотрели город. Я у вас впервые и рад, что приехал. Когда получил приглашение, то не думая согласился. Только на месте узнали о задании и приступили к работе. В моем спектакле задействовано интервью подростков от 14 до 20 лет, а также двоих взрослых людей. Моя задача – включение интервью в определенную сцену. Я не переписывал речь, лишь создал из нее то, что вы видели. На что у меня откликнулись эмоции, то я и перенёс на сцену. В вашем городе я бы отметил старинные здания начала 20 века и деревянные постройки зодчества 19 века. Этим можно любоваться, - поделился Егор Матвеев.  

Отметим, что эскизы документальных спектаклей, поставленных в рамках лаборатории «Территория РОСТа. Год третий», должны войти в постоянный репертуар Малой сцены ГРДТ.

Справка
«Территория РОСТа» (Растем, Общаясь с Театром) – это проект для думающих и любознательных детей и подростков от 0 до 16 и старше. Это развлечение + обучение + развитие личности. В 2016 году в рамках творческой лаборатории в Улан-Удэ побывали популярные детские писатели: Ксения Драгунская, Дина Бурачевская, Лев Яковлев и Артур Гиваргизов, они провели пять встреч со школьниками. А на Малой сцене ГРДТ состоялись премьеры спектаклей: «Принцесса из Страны Забвении» по пьесе Е. Кисельковой режиссера Тадаса Монтримаса, «Душа подушки» Артема Баскакова по пьесе О.Жанайдарова, «Макаки, пицца и деструкция» по пьесе И.Васьковской и Д.Уткиной в постановке Сергея Левицкого. В 2017 году столицу Бурятии посетили известные российские драматурги Вячеслав Дурненков и Мария Зелинская, которые учили ребят писать пьесы для постановки в профессиональном театре. Тогда репертуар Малой сцены пополнился моноспектаклем «Наташина мечта» по пьесе Я.Пулинович в постановке Тадаса Монтримаса и «Вдох-Выдох» Ю.Тупикиной режиссера Сергея Левицкого.
Донатас Грудович – режиссер, актер театра и кино, перформер, сценарист, дизайнер одежды, художник. Работал с такими площадками, как «Гоголь-центр», «Театр.doc», театр «Практика», Центр им. Мейерхольда, «Платформа» К.Серебренникова, площадками современного танца ЦЕХом (г.Москва), street-art галереей Protvor (г.Санкт-Петербург). Участвовал в фестивале «BURNING MAN» США и Эдинбургском театральном фестивале. Со своими проектами неоднократно был хэдлайнером фестиваля современного искусства FORMA и рэйв-карнавала «MIDSUMMER NIGHT DREAM». Снимался в фильмах Валерии Гай-Германики («Все умрут, а я останусь») и Бориса Хлебникова («Пока ночь не разлучит нас»).
Егор Матвеев – московский режиссёр, автор проектов в Театре Наций, Центре им. Мейерхольда, Театре 18+, на фестивале «ТERRITORIЯ» и других. Педагог GOGOL School. Окончил режиссёрский факультет ГИТИС (мастерскую Е. Каменьковича и Д. Крымова) и факультет журналистики МГУ им.Ломоносова (международное отделение).

Автор: Нина

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях