Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разными. Биологические – наследственность, родовая травма, проблемы зрительного или слухового восприятия и другие. Зачастую проблема носит чисто социальный характер, когда предпосылкой к отставанию в речи у ребёнка становится поведение родителей: это, как правило, нехватка общения и развивающих занятий.
Когда стоит начать беспокоиться и что-то предпринимать?
Существует ли какая-то норма слов, которую малыш должен знать и произносить в определённом возрасте? Можно отметить примерные этапы развития речи у ребёнка:
- 3-6 месяцев – ребёнок «гулит», испытывая артикуляционный аппарат в действии.
- 1 год – малыш произносит до 10 слов, первые из которых обычно «мама», «папа», «баба», «дай», «на».
- 2 года – ребёнок строит простые фразы из 3-4 слов.
- 3 года – ребёнок много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.
- 4 года – фраза строится с учётом грамматики, с использованием всех частей речи.
- 4-5 лет – речь приобретает форму короткого рассказа, начинает развиваться фонематический слух – ребёнок различает все звуки речи.
- 5 лет – речь сформирована, ребёнок произносит все звуки.
- 6 лет – хорошо развитая связная речь.
- К первому классу школы нормально развивающийся ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи ошибок, а также владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной, - говорит логопед Академии развития «Знайка School». – К началу обучения в школе речь малыша в норме сформирована полностью и развита настолько, что переходит на уровень формирования чтения и письма. Если на момент поступления ребёнка в школу речь по каким-то параметрам не соответствует средним нормативам, то, скорее всего, он будет испытывать трудности в овладении чтением и письмом. В данном случае необходима помощь специалиста - логопеда. Но лучше всего логопедическую помощь получить ещё до школы.
Ошибки родителей в общении с детьми
Прежде чем бить тревогу, обратите внимание на своё привычное общение с вашим ребёнком. Возможно, корень проблемы кроется именно в ваших ошибках, и бежать к специалисту нет смысла.
- Гиперопека. Разве плохо понимать своё чадо без слов и предупреждать все его желания? Для развития речевой функции, разумеется, ничего хорошего. Ведь малышу не нужно выражать свои потребности вербально. Избегайте и чрезмерной жестикуляции в общении с ребёнком, иначе он привыкнет реагировать на ваши жесты, а не на слова.
- «Шумовая завеса». Ошибочно мнение, что чем чаще ребёнок находится в информационной среде, тем быстрее он научится говорить. В доме, где постоянно включен телевизор, радио, или болтают взрослые, создаётся своего рода «шумовая завеса», и малыш перестаёт придавать значения словам и вникать в их суть. Дети в таких семьях часто имитируют полноценную речь бессмысленными фразами и звуками. Поэтому лучше разговаривать с детьми, а не при детях.
- Нет времени! Речевое развитие ребёнка задерживается и тогда, когда у родителей для общения с ним постоянно нет времени и желания. «Отстань», «Иди, поиграй» - дежурные фразы, тормозящие развитие малыша.
Как помочь ребёнку заговорить?
- Делайте с вашим малышом каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, делайте самомассаж рук и лица.
- Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.
- Используйте различные дидактические игры: разрезные картинки, паззлы, игрушки-собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши. «Умные» игрушки можно приобрести в «Учснаб».
- Читайте, рассказывайте наизусть, пойте: потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и прозу. Сядьте так, чтобы ваши глаза были на одномуровне с глазами ребёнка, чтобы он хорошо видел вашу артикуляцию.
- Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях всё, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках и другое.
- Произносите с ребёнком голоса животных, проговаривайте места их обитания и пищу, которую они едят.
Психологи и педагоги не устанавливают чёткие временные рамки, когда малыш должен активно разговаривать. Однако если речевое развитие ребёнка значительно задерживается, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя определить причины задержи развития речи, ведь самый активный период в развитии речи ребёнка выпадает на первые три года его жизни. В более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере бывает сложно.