В прошлом году российские власти вплотную взялись за спасение байкальского эндемика и ввели запрет на промышленную добычу омуля. Он действует уже более полугода. Сейчас разрешён только зимний любительский лов на удочку. Но и здесь действуют ограничения: до 5 килограммов в сутки – для жителей Бурятии и 20 килограммов – для иркутян. Продавать свою добычу рыбаки не вправе – в противном случае им грозит денежное наказание.
По этому поводу уже не раз высказывались экологи, эксперты и чиновники. Жаркая дискуссия вокруг «рыбного табу» развернулась в начале декабря и в Народном Хурале: возникли опасения, что из-за моратория население прибрежных районов останется без работы.
Несмотря на риск нарваться на штраф или вовсе угодить за решётку, некоторые сознательно идут на нарушение закона. В последние дни Бурнет наводнили рассказы улан-удэнцев о торговле запрещённой рыбой в соседней Иркутской области. Вот, например, какое фото появилось на днях в Facebook.
- Запрет на продажу омуля не работает вообще. На Култуке в открытую продают, – написала автор снимка Екатерина Сластина.
Отметим, замороженным омулем торговать разрешено, но только если он был выловлен до 1 августа. Хотелось бы верить, что это старые запасы, но, как утверждают наши земляки, на прилавке лежал именно копчёный, а не замороженный байкальский деликатес, который вряд ли может храниться так долго.
Забыли о табу, кажется, и в Бурятии. На этом товарном чеке указана дата – 1 мая 2018 года.
В соцсетях утверждают, что омуль повсеместно продаётся на автодороге Р-258 «Байкал» во всех рыбных магазинах Кабанского и Прибайкальского районов.
- Как будто запрета и не было! Продавцы хоть и говорят, что это распродаются старые запасы, но добавляют вполголоса – омуль свежий, – возмутился один из интернет-пользователей.
Отметим, такая же картина наблюдалась в феврале в Листвянке. И тогда продавцы рекламировали рыбу как свежайшую и только что пойманную.
- Обилие омуля горячего копчения не оставляет сомнений в правдивости продавцов: из мороженой рыбы такое вкусное блюдо сделать невозможно, – писал портал «Babr24». – Полиция традиционно бездействует и вообще отсутствует – как и Роспотребнадзор, местные власти, прокуратура и другие надзорные органы.
Кстати, осенью иркутские СМИ предупреждали, что после введения запрета на добычу омуля полностью с прилавков он не исчезнет, поскольку табу распространяется на Байкал и впадающие в него реки. Тот, что вылавливают в реке Лене в Якутии и в Енисейском бассейне, может появиться в продаже, отмечал сайт «Ирк.ру». Это же касается искусственно выведенной рыбы. Кстати, наказание грозит не только тем, кто торгует «запрещёнкой», но и желающим полакомиться ею.