9 мая
4599

Как летчик из Бурятии вернулся с войны спустя 13 лет

Необычная история Абрама Яковлева

Фото: Евгений Коноплёв

Когда весь Советский Союз радовался победе над фашистами, Абрам Яковлев улетел на войну с Японией и отстаивал советскую границу в Арктике. 

В феврале 1941 года 20-летнего крестьянина, жителя села Мухор-Тала Заиграевского района призвали в рабоче-крестьянскую Красную Армию. Во время отбора медики решили, что из него выйдет хороший летчик. И не прогадали. 

- Набирали тогда курсантов в летную школу. В то время в Улан-Удэ была создана 81-я учебная эскадрилья. Всего в училище было 24 курсанта. С февраля по середину мая мы жили на Верхней Березовке и проходили теоретическую подготовку, - вспоминает Абрам Яковлевич Матвеев, ветеран войны. 

Уже 15 мая начались практические полеты на аэродроме. Тогда все было спокойно и о войне не было и речи. Все изменилось 22 июня 1941 года. 

- На аэродроме выстлали специальный знак о немедленной посадке. И когда все сели, командир объявил о начале войны и нападении фашистской Германии, - рассказывает ветеран. 

Обеспечивали золотодобытчиков

Так за короткий срок летчикам пришлось окончить обучение. 

- Половину ребят курса отправили в Новосибирск на расформирование по воинским частям. А меня и еще двоих летчиков забронировали за народным хозяйством и отправили в Читу, где тогда стоял транспортный авиаотряд. Здесь на четырехмоторном транспортном самолете мы обеспечивали золотодобытчиков северных районов продуктами питания и специальным оборудованием для работы. Они тогда добывали золото для Госбанка. 

Тихая размеренная служба в Забайкалье для Абрама Матвеева закончилась в июне 1944 года. Из троих летчиков только его разбронировали и призвали на войну, отправив прежде на Минеральные Воды в Ставропольский край. Там были организованы курсы высшей летной переподготовки летчиков на военных самолетах. 

Еще не видевшие войну пилоты на учебе уже узнали, что такое смерть. 

- Один экипаж из шести человек сгорел заживо во время отработки ночных полетов. Самолет тогда готовился к посадке, но что-то пошло не так. Проведенное расследование показало, что самолет упал, когда высотомер показывал еще сто метров до земли. У нас для того, чтобы определить высоту, диспетчерская служба на земле подает давление. Давление летчик ставит на приборы высотомера и после приземляется. До сих пор неясно, что же там случилось. 

Но, несмотря на то, что все были в шоке от случившегося, никто не отказался от полетов. 

На Белорусском фронте

Уже  7 октября летчик Матвеев был отправлен в сборный пункт во Внуково, после чего его направили на Белорусский фронт. 

- Я попал в 50-й гвардейский воздушно-десантный авиационный полк на должность командира корабля. Меня отправили в город Клин, где сразу закрепили за мной экипаж и машину. Так началась подготовка к работе 50-го полка 21-й дивизии, которая обеспечивала весь Белорусский фронт. Мы доставляли боеприпасы и продукты, вывозили раненых солдат с фронта, - рассказывает Абрам Яковлевич. 

Капитан воздушного судна Абрам Матвеев (крайний слева) вместе со своим экипажем. Фото: личный архив Абрама Матвеева

На свой страх и риск, не думая о перегрузе, летчики возили все. 

- Один раз подбили танк, и срочно нужен был двигатель. Погрузили его и отвезли на фронт. Вес мы даже не определяли. 

Здесь уже Абрам Яковлевич встретился с жестокой реальностью войны. Экипажи периодически попадали под обстрел, с высоты летчики видели, как на поле боя умирают советские солдаты. 

- Одному экипажу снаряд прошел в самолет недалеко от командира корабля. Хорошо, что самолет не вышел из строя и благополучно приземлился. 

Вплоть до 9 мая 1945 года экипаж Матвеева летал по всему фронту, обеспечивая солдат всем необходимым. Победу они встретили в Кёнигсберге. 

- Мы вернулись все в Клин. Передышка, отдых, подготовка материальной части. Война закончилась, и мы все были счастливы. Думали возвратиться домой, но получили указание быть наготове. 

Война закончилась. Но не для всех

После Парада Победы в Москве по тревоге был поднят полк, которому объявили о срочной подготовке к длительному перелету. 

- 31 самолет вылетел в Монголию. Мы прибыли в город Чойбалсан. 9 августа 1945 года объявили войну с Японией. Все войска, которые стояли на границе с Китаем, по тревоге вступили в бой с Квантунской армией Японии. Во всех крупных городах в Маньчжурии стояли японцы. В первые же дни танковые части, артиллерия, транспортеры пошли на преодоление Хинганского хребта. Первые три дня мы подвозили им горючее и боеприпасы. Когда они его преодолели, нам поставили задачу высадить десант во всех крупных городах. 

Так два долгих месяца советские летчики выбрасывали десант, подвозили боеприпасы, технику и забирали в плен японцев. 

Встреча в лазарете

Здесь Абрам Яковлев встретил свою супругу. 

- Все летчики были у нас холостые. Женатым были только командир эскадрильи и один из командиров кораблей. У него жена была вторым пилотом. Со своей супругой я познакомился в больнице. Она была начальником лазарета. Мы летали в Корею, и я там сильно простудился. В декабре 1945 года мы поженились, - с улыбкой на лице рассказывает ветеран. 

Но следом за радостью летчика поджидало горе. Через год в Бурятии у него умер отец. 

- Меня даже не могли отпустить на его похороны. Только через несколько месяцев я смог выехать в Бурятию, чтобы забрать к себе мать. 

Тем временем 2 сентября Квантунская армия, наконец, была захвачена советскими солдатами и объявила акт о капитуляции. Но летчики не спешили домой. Они остались до 10 сентября, чтобы помочь китайцам восстановить здания. 

После полк перевели в Приморье, где экипаж Матвеева служил вплоть до 1949 года. Советский Союз продолжал помогать Китаю и Корее, обеспечивая всем необходимым. 

- Позже воздушно-десантную дивизию расформировали. Сержантский состав и рядовой поувольняли, а нас перевели в другие воинские части. Так я попал с семьей в транспортный полк Улан-Удэ. К этому времени у меня родилась дочь. 

Однако радоваться возвращению домой было некогда. 

- Мы приехали, а жилье нам не дали. Нам пришлось искать и снимать съемные квартиры. И так семь лет… 

Служба в Арктике

Пока Матвеевы искали очередной дом, экипаж Абрама Яковлевича решено было отправить в Арктику, в поселок Тикси, где базировалась арктическая группа войск. 

- Граница Советского Союза там была вдоль Северного полюса. В 1955 году были организованы военные базы для подготовки военных аэродромов и укрепления северных границ. Потому что американские разведчики уже вовсю летали. Наша задача состояла в том, чтобы обеспечить продовольствием и оборудованием все базы. 

Из дома тогда весточек было мало, но одна заставила бурятского капитана сесть в самолет и немедля вылететь домой. 

- Жена прислала телеграмму, что 30 декабря она получила квартиру… - здесь голос ветерана дрогнул. – После семилетних мытарств Министерство здравоохранения обеспечило ее квартирой. Я завел мотор и из Тикси прилетел сразу в Улан-Удэ, чтобы помочь родным переехать из съемной квартиры в новый, уже наш дом! Этой же ночью я улетел. 

Служба в Арктике продолжилась, но уже другая... На душе у бурятского летчика стало спокойно, ведь его семье больше не надо постоянно искать себе жилье. 

Экипаж летчиков в Арктике. Фото: личный архив Абрама Матвеева

Первое и последнее падение

7 ноября 1958 года экипаж Матвеева, доставив очередной груз, возвращался в Тикси, когда перестала работать связь с диспетчером. 

- Была полярная ночь. Я возвращался с Земли Франца Иосифа, когда началось обледенение самолета. Связь прервалась, и мне пришлось вырабатывать бензин. Топлива оставалось только на 30 минут, мы снизились до четырехсот метров. Далее нужно было облететь и подобрать местность, где приземлиться. Там тундра, и я вроде подобрал. Второй пилот осветил. Была белая полоса – вроде чистая, а это оказалась река. 300 метров самолет будто летел на лыжах, а потом резкий прыжок. Мы вылетели на берег, - рассказывает Абрам Яковлевич, напряженно сжимая кулаки. 

Уже на земле экипажу удалось наладить связь и отправить сигнал SOS. И на вторые сутки за ними прибыл самолет. После долгих разбирательств было решено выдать Абраму Матвееву новый самолет. Но оказалось, что работать летчик уже не может. 

- Я лежал в госпитале в Москве. Там врачи обследовали меня и пришли к заключению, что больше летать я не буду. Меня списали… У меня действительно начались головокружения, ухудшились зрение и психическое состояние. В июне 1958 года я был уволен. 

Пора домой

А дома супруга уже стала заведующей детским отделением в больнице. Подросла дочка, и вскоре родился сын. 

- По приезде я встал на учет и в 1963 году начал работать в военкомате на госслужбе помощником начальника первого отдела, где трудился 22 года. 

Абрам Яковлевич вместе со своей супругой Матреной Вавиловной. Фото: личный архив Абрама Матвеева

Сегодня Абраму Яковлевичу 96 лет. У него три правнука, две внучки и дочка. Жена покинула его десять лет назад, умерев от рака груди. Скоро будет год, как нет и сына. 

- Тогда невестка поехала в Белоруссию к внучке, которая только родила. Сын остался со мной. Вечером 25 мая мы поужинали. Я пошел к себе в комнату, а он в свою. Утром проснулся, захожу к нему, а он холодный. У него была тромбофлебия легких. Ему было 65 лет. Так не должно быть… чтобы дети уходили раньше родителей. 

Собираясь на парад, каждый раз Абрам Яковлевич с особым трепетом подходит к шкафу и вытаскивает свой пиджак с медалями. Под тяжестью медалей ему очень тяжело передвигаться, и поэтому часть из них он снял. Как и в предыдущие годы, он отпразднует День Победы, вспомнит павших друзей и придет в одинокую квартиру, перелистает альбом и перед сном, кинув беглый взгляд в комнату сына, уйдет спать. Ему так хочется, чтобы утром сын вышел из комнаты, поставил чайник и начал показывать присланные этой ночью через Интернет фотографии правнучки.

Автор: Информ Полис, Эльвира Хазагаева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях