Ещё в конце апреля пожарные из города Бабушкин в Кабанском районе пожаловалась главе Бурятии Алексею Цыденову на низкую заработную плату. Телеканал АТВ сообщал, что даже опытные сотрудники получают на руки не больше 14 тысяч рублей. Им пообещали надбавку в 10%, которая в денежном выражении составит всего одну тысячу рублей.
Журналисты рассказали о Сергее Мунгалове, который работает в пожарной части № 27 уже пятнадцать лет. Под охраной подразделения – пять тысяч жителей Бабушкина и ещё две тысячи человек из ближайших сёл и деревень плюс три детских сада, две школы, несколько турбаз на Байкале и психоневрологический интернат. А зарплата – всего 13 тысяч. На жизнь не хватает – мужчина один воспитывает троих детей. Поэтому в свободные дни он вынужден подрабатывать. Хотел было перейти на рельсосварочный завод, но там платят всего на три тысячи больше. В итоге решил остаться. Зато уволились сразу три водителя. Лопнуло терпение: за рулём они проводят 24 часа за смену, а зарабатывают лишь десять тысяч рублей в месяц.
- Мешок гречки, мешок перловки, банок десять тушёнки на месяц, остальное – на хлеб. Пожарные давно забыли, чтобы они своих детей куда-то вывозили – на какие-то аттракционы или ещё куда-нибудь, – признался «Первому Альтернативному» начальник пожарно-спасательной части № 27 Евгений Арефьев.
С начала 2000-х бурятским огнеборцам поднимали зарплату всего раз – шесть лет назад. В республиканском агентстве ГО и ЧС, которому они подчиняются, заявили: им не прислали нужную бумагу из министерства экономики.
- Мы ждали нормативно-правовой документ – это 620-ое положение об оплате труда. Сделали запрос в Минэкономики. Нам разрешили сделать свой приказ, сейчас он находится на согласовании в правовом комитете. Как оттуда выйдет, постараемся людям выплатить задолженность за три месяца, – заверил журналистов директор ГКУ по делам ГО и ЧС Бурятии Игорь Шульгин.
Пожарные тем временем пригрозили всем коллективом написать заявления об уходе, если в ближайшее время их зарплату не доведут до уровня средней по Бурятии – тридцати тысяч рублей. В этом случае защищать населённые пункты от лесных пожаров в «огненный» сезон будет некому.
«Или пишешь заявление по-хорошему, или у тебя будут проблемы»
Евгений Арефьев всё-таки уволился. Точнее, бывшего начальника пожарной части вынудили сделать это после сюжета на телевидении.
- Прямых угроз не было, просто конкретно сказали: чем быстрее напишете заявление, тем лучше будет для вас, – рассказал он АТВ.
Начальству не нравилось, что Евгений Арефьев возмущается, получая 14 тысяч рублей, и требует прибавки. На встрече с руководством мужчина тоже задавал неудобные вопросы – зачем директору ведомства три заместителя и не проще ли сократить управленческий аппарат. Но ответ так и не получил.
- У нас с Шульгиным был договор, что мы едем в отряд и что он с бухгалтерией показывает, какими суммами располагает отряд, каким премиальным фондом он распоряжается в течение месяца. Но когда приехали, разговор вёлся совсем по-другому. Мне ясно и понятно сказали: «Ты или пишешь заявление по-хорошему, или у тебя будут проблемы», – сообщил «возмутитель спокойствия».
В ГКУ по делам ГО и ЧС, которому подчиняются все районные пожарные части республики, увольнение Арефьева объясняют иначе. По словам Игоря Шульгина, тот был на испытательном сроке. А в конце апреля в части № 27 провели проверку и нашли немало нарушений. И вообще, жалоба на телевидение и последующая ревизия с увольнением – не более, чем совпадение.
- Мы никому не запрещаем открывать рот. Есть заключение теста, где он не рекомендован, – заявил Шульгин. – Люди к нам приходят не так часто и по первым взаимоотношениям с ним нам показалось, что человек такой, в общем, серьёзный, понимает все наши проблемы. Говорили, что там надо наводить порядок, он: «Да-да-да». Но результат-то получился другой.
Сергей Приходько, который после ухода Евгения Арефьева возглавил часть, тоже подумывал об увольнении. Но на редкие вакансии работодатели в Бабушкине берут людей среднего возраста, а Сергею уже за пятьдесят. Если бы не подсобное хозяйство, он бы не смог прокормить семью на 13 с половиной тысяч.
Эта история, кстати, уже вышла на федеральный уровень – об увольнении Арефьева накануне рассказала интернет-газета «Lenta.ru». Сам он о потере работы не жалеет, как и о том, что рассказал о низких зарплатах журналистам. Зато сожаление вызывает тот факт, что оставшиеся 73 начальника частей так и будут получать гроши за свой труд. Но им хотя бы пока рот разрешают открывать, передаёт «Первое Альтернативное».