Оборудование и сети водоснабжения и водоотведения в Улан-Удэ изношены на 70% в общей своей массе, а в некоторых участках - больше 90%. Некоторые из коллекторов введены в эксплуатацию в 1969 и 1939 годах! И это уже реальная угроза для столицы Бурятии.
О том, что будет, если сети прорвет, мы уже знаем. Две крупные аварии на канализационных коллекторах в феврале и ноябре прошлого года, а также в апреле 2018-го надолго запомнились улан-удэнцам.
О чём «плачут» километры сетей
При этом нельзя сказать, что изношенные сети остаются без внимания городской администрации. Ежегодно на подготовку к отопительному сезону из всех источников финансирования выделяется 300 млн рублей (!), однако, увы, этой суммы недостаточно.
В 2017 году власти города и правительство республики договорились о поддержке «Водоканала». И здесь цифры тоже довольно внушительные – только модернизация оборудования обошлась в 57 млн рублей. В этом же году финансирование увеличили до 127,6 млн рублей – на них реконструируют сети водоснабжения в Загорске и купят систему для диагностики и очистки труб. Также в микрорайоне установили 28 частотных преобразователей.
Несмотря на такие, казалось бы, огромные траты, в целом системы водоснабжения и водоотведения города до сих пор пребывают в удручающем состоянии. Трубы то и дело «плачут», всё чаще ударяясь в откровенную «истерику».
Так, уже и в этом году произошло несколько аварий. В начале апреля, например, в Улан-Удэ устраняли сразу четыре прорыва на канализационных коллекторах: по улицам Борсоева, Асеева-Лесопильной, Кабанской, а также в 102 микрорайоне. На Асеева-Лесопильной от затопления зловонными стоками пострадали девять жилых домов.
«Скоро превратимся в каменные джунгли»
После аварии в ноябре прошлого года, когда без воды остались почти 100 тысяч горожан, в Общественном народном фронте заявили о необходимости создания «дорожной карты» сетей водоснабжения. В схеме планировалось отразить самые слабые места, требующие срочного ремонта.
Эксперт ОНФ Александр Афанасьев напомнил, как годом ранее активисты проверяли городские теплосети и нашли множество участков, где практически полностью отсутствует теплоизоляция теплотрасс. Ситуацию осложняет наличие бесхозных, никем не обслуживаемых сетей – это участки, ранее принадлежавшие предприятиям и переданные администрации Улан-Удэ. Таких бесхозных участков теплосетей в 2016 году насчитывалось 99.
Идея разработки «дорожной карты» должна была войти в общественные предложения, которые планировалось направить главе Бурятии по итогам региональной конференции ОНФ. Однако этого «фронтовики» так и не сделали, говорит Александр, теперь позиционирующий себя как обычный гражданин.
- С тех пор никакое предложение главе не внесли, и сети так и не ремонтируются. У нас всегда что-то делается только по факту очередной аварии, а плановый ремонт не ведётся. Вот недавно в центре возле железнодорожных путей коллектор «полетел». Так мы совсем скоро превратимся в каменные джунгли! История примерно та же, что и с уборкой снега. Говорили, что на неё было заложено сколько-то миллионов, предусмотрено столько-то единиц техники. Но мы же всю зиму видели, что ничего не убирается, никакая техника по городу не ездит. На самом деле она изношена на 90%, и средства, выходит, тратятся на её ремонт, а не на работу. Снег растаял, деньги тоже.
Так что же сегодня делается для того, чтобы сети выполняли свою функцию, и почему не хватает средств на их починку?
«Тарифы не позволяют делать ремонт»
Не секрет, что в Бурятии цены на услуги ЖКХ гораздо выше, чем в соседних регионах. Несмотря на это, мы с вами платим недостаточно для того, чтобы инфраструктура работала исправно.
Как поясняют в Комитете городского хозяйства улан-удэнской администрации, в наших тарифах не полностью учтены расходы на аренду имущества, ремонтные работы, запчасти для автотранспорта, ГСМ, спецодежду, электроэнергию и другое. Минимальный дефицит по этим статьям расходов составляет 110 млн рублей.
- Существующий уровень тарифов не позволяет ресурсоснабжающим организациям в полном объёме выполнять капитальный и текущий ремонт объектов. В 2015 году тарифы на водоснабжение и водоотведение при смене гарантирующего поставщика были установлены Республиканской службой по тарифам на уровне тарифов предыдущего предприятия – ООО «БКС», и они были значительно ниже экономически обоснованных. На следующие три года тарифы установлены с увеличением в соответствии с предельными индексами: в 2016 году – 4%, в 2017-м – 4%, в 2018-м – 3,7%.
То, что денег недостаточно, подтверждает акт проверки РСТ по обоснованности расходов «Водоканала» за 2016 год. Как показала проверка, только за позапрошлый год больше 58 млн рублей подлежат компенсации, в том числе на ремонт, содержание транспорта, электроэнергию на очистных сооружениях, зарплату и прочие расходы. Так и возникает дефицит финансирования, объясняют в комитете.
В ведомстве отчитываются, что при подготовке объектов теплоэнергетики к предстоящему отопительному сезону филиал «УУЭК» ПАО «ТГК-14» отремонтировал 60 участков теплосетей, 25 котлов и заменил больше 12 км теплосетей. «Водоканал» заменил свыше 3 000 метров сетей водоснабжения, отремонтировал 177 водоразборных колонок, 40 пожарных гидрантов, 67 колодцев, 175 насосных агрегатов и 351 запорную арматуру.
Безнадежно изношенные сети осматривают снаружи раз в два месяца. Не так давно Комитет городского хозяйства заключил муниципальный контракт на поставку передвижной лаборатории для телеинспекции коллекторов, позволяющей исследовать состояние труб изнутри.
Не построим «суперреспублику» с аварийной столицей
Но сколько ни прикладывай подорожник к кровоточащей ране коммунального комплекса, смерть его неизбежна. Городу нужна целевая программа регионального и федерального уровней, считают эксперты. Соответствующую заявку городская администрация не в первый раз направляет в Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии, а также в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Бурятии.
Такого же мнения придерживается и депутат Народного Хурала Михаил Гергенов, прокомментировавший прошлогоднюю аварию на коллекторе.
- Каждый год мы собираемся менять все системы, но денег нет, город закредитован не по своей вине, а от «щедрости» бывших его руководителей. Сам «Водоканал» не сможет заменить сотни километров труб и коллекторов. Мне кажется, нужна целевая республиканская программа обновления инфраструктуры Улан-Удэ, а то так и будем сидеть как на пороховой бочке, - говорит депутат.
Очевидно, что без вливаний из федерального бюджета город свои инженерные сети не спасёт. Ведь, как показал опыт, в случае аварий технические службы обычно не готовы к устранению их последствий. Удачно высказался по этому поводу депутат горсовета Александр Барданов: «Построить «суперреспублику» с аварийной столицей нам не удастся».