Алексей Цыденов
5379

Чем живёт и дышит «Байкальская гавань?

ОЭЗ на берегу священного озера хотят превратить в Мекку для туристов

Фото: Артем Федотов, russianstock.ru

Турзона в Прибайкальском районе Бурятии обретает второе дыхание: год назад ей вернули статус особый экономический статус, а сейчас возвращают к жизни. В течение ближайших трёх лет в масштабный проект вложат 840 миллионов рублей. Власти республики и руководство «Байкальской гавани» намерены избавиться от нерадивых резидентов, которые не выполняют условия подписанных соглашений, и привлечь новых. А ещё там появятся  гостиницы, ресторан и ряд других туробъектов. Так что уже в недалёком будущем ОЭЗ на берегу священного озера обещает стать одним из главных центров притяжения путешественников и лакомым кусочком для инвесторов. Что могут  предложить им уже сегодня, журналистам рассказали и показали в рамках специально организованного пресс-тура.

Закат и возрождение «Байкальской гавани»

Первая в Бурятии особая экономическая зона была создана в 2007 году. По задумке, в туристический центр международного уровня должна была превратиться территория площадью более трёх с половиной тысяч гектаров. Там даже появились все системы жизнеобеспечения. Планировалось, что через пять лет поток отдыхающих увеличится в четыре раза.

Но грандиозным планам не суждено было сбыться – в последние годы «Байкальскую гавань» то и дело сотрясали скандалы. Первый тревожный звоночек прозвенел весной 2014-го. Тогда прежнее руководство ОАО «Особые экономические зоны» заявило о намерении резко снизить её статус до курорта локального масштаба – дескать, участок под ОЭЗ выбрали неудачный, а потенциал самого Байкала сильно переоценили. Спустя несколько месяцев, в ноябре, власти республики сообщили неутешительную новость – проект может лишиться федерального финансирования.

Свою лепту в ситуацию с «Байкальской гаванью» внесли и активисты Общероссийского народного фронта. Общественники заявили: строительство можно считать проваленным, ведь спустя семь лет из 20 с лишним миллиардов бюджетных инвестиций удалось освоить лишь пятую часть. В ОНФ констатировали: несмотря на то, что на развитие территории потратили немалые деньги, туристы продолжают отдыхать на озере «дикарями» или снимают дома в посёлках, где даже нет инфраструктуры.

Новый скандал разгорелся в апреле 2016-го. Проверка, проведённая Счётной палатой России, показала: за всё время своего существования ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки экономики. А практически во всех регионах страны, где были инициированы подобные проекты, сроки подготовки и принятия документов, предусмотренные в соглашениях, не соблюдались. Строительство тех же объектов жизнеобеспечения велось медленно, а дата их ввода в эксплуатацию нарушалась везде без исключения. В самой «Байкальской гавани» на тот момент удалось создать всего 15 рабочих мест.

Вскоре  СМИ узнали о поручении президента Владимира Путина приостановить создание новых и прекратить работу десяти «неэффективных» экономических зон. Остальные Москва просто отдала на откуп регионам и прекратила их финансирование.  «Байкальскую гавань» сначала хотели пощадить, оставив только два участка – «Пески» и «Турка».  Но потом с ОЭЗ всё же решили снять особый статус, ибо, несмотря на наличие необходимых коммуникаций, ожиданий она не оправдала. Правда, все расположенные там туробъекты пообещали сохранить.

Казалось бы, на проекте поставили крест и шансов на возрождение нет. В течение нескольких месяцев судьба «Байкальской гавани» оставалась неизвестной,  а резиденты пытались отсрочить её закрытие. Но прошлым летом  новое руководство Бурятии всё же взялось за  спасение турзоны.  Все полномочия по её управлению Москва передала региону, а осенью для ОЭЗ начали подыскивать и гендиректора. Победителем открытого конкурса на эту должность стал теперь уже бывший владелец новостного портала tUday.ru, известный журналист  Алексей Тогошиев.

Солнечная энергия и газовая котельная

Сегодня вовсю идёт процесс передачи особой экономической зоны из федеральной собственности в республиканскую. Содержание всех объектов ложится на бюджет Бурятии.  По словам Алексея Тогошиева, турзона уже получила в наследство от филиала АО «ОЭЗ» в Бурятии 17 единиц спецтехники, которая находится практически в идеальном состоянии. Это и погрузчик, и автогрейдер, и самосвалы, и автобус, и газовоз, и «вакуумка», и даже собственная электролаборатория. Всё находится на базе в Турке.

- Основное предназначение этой техники – обслуживание будущих резидентов. Но мы намерены использовать её  в том числе и для повышения собственных доходов, – пояснил гендиректор «Байкальской гавани». – Планируем участвовать в госзакупках районного и поселкового масштаба как компания-подрядчик. У местных поселений, например, постоянно есть потребность в  расчистке улиц.

- Тот же автобус – это доставка туристов, – добавил главный инженер Евгений Родионов.

Гаражи, где хранится техника, в холодное время отапливаются от газовой котельной мощностью 6 МВт – как и другие помещения и постройки, расположенные на территории ОЭЗ.  В их числе – и четырёхэтажная гостиница, которая уже совсем скоро распахнёт свои двери для туристов. На покупку «голубого топлива» уходит около пяти миллионов рублей в год. Примерно столько же нужно на свет. Летом для нагрева воды используются солнечные коллекторы, установленные на крыше одного из зданий. Впрочем, стараются не только экономить, но и зарабатывать.

- Мы отпускаем тепловую энергию пожарной части, получаем за это где-то 1 миллион 600 тысяч рублей. За передачу электроэнергии другим потребителям – мусороперегрузочной станции и резидентам на период строительства –  то же самое, где-то в пределах миллиона, – рассказал Евгений Родионов.

Есть на территории турзоны и ветряки, и очистные сооружения. Правда, последние сейчас простаивают – пока нет крупного потребителя со стабильным графиком работы. Нужен, например, хотя бы один трёхэтажный отель. Минимальный объём стоков должен  составлять 300-350 кубометров в сутки, максимальный – 1500. Разнообразные турбазы – не вариант, ведь функционируют они в основном летом.

- Если мы запустим очистные сейчас, то они просто испортятся и мы «погубим» достаточно сложное дорогостоящее оборудование, – пояснил Алексей Тогошиев. – Один-два резидента не покроют все расходы. Нужны специалисты, нужно купить бактерии (для очистки стоков – прим. авт.), реагенты – вот и всё. И мы готовы к запуску.

Это произойдёт не раньше открытия летнего туристического сезона-2019. Всего для обслуживания очистных требуется 12-15 сотрудников, которые будут работать в три смены. Пока же неработающие сооружения и, как следствие, нерешённые вопросы по утилизации отходов остаются главной проблемой как на территории ОЭЗ, так и остальном побережье Байкала.

«Мы справимся!»

Станет ли «Байкальская гавань» прибыльной через три года, во многом зависит от будущих резидентов.  От старых и неэффективных власти Бурятии решили избавиться. Недавно им предложили расторгнуть соглашения о ведении туристко-рекреационной деятельности по соглашению сторон и  предоставить заявки с откорректированными бизнес-планами. И  неспроста: те много пообещали, не имея ни денег, ни ресурсов, и теперь большая часть территории либо не освоена, либо напоминает замороженную стройку.

Властям же Бурятии установили достаточно жёсткий дедлайн – если турзона не заработает к 2021 году, то придётся заплатить огромный штраф и  вернуть всё имущество ОЭЗ федеральному центру. Сама она потеряет «особый» статус и фактически прекратит своё существование, ведь при таком раскладе строить туробъекты на землях,  входящих в центральную экологическую зону (ЦЭЗ), уже никто не разрешит. Таковы условия договора между правительством региона и федеральным Минэком.

- «Байкальская гавань» передана Бурятии на три года – вместе с обязательствами по содержанию и обслуживанию инфраструктуры, – отметил Алексей Тогошиев.– Глава республики Алексей Цыденов и весь экономический блок правительства занимаются вопросом по привлечению новых резидентов и расторжению действующих соглашений  с теми, кто грубо нарушил сроки. За три года в зоне необходимо привлечь 840 миллионов рублей частных инвестиций. Это где-то три трёхэтажных гостиницы. Думаю,  с этой задачей мы справимся! Сроки сжатые, ресурсы ограничены, но задача амбициозная. Пути назад нет.

Другие варианты руководство ОЭЗ и власти региона даже не рассматривают. На двух  участках – «Турка» и «Пески» – уже есть вся необходимая инфраструктура. Как говорится, заходи и строй. Правда, есть одно «но». В своё время прежние  инвесторы столкнулись с различными трудностями – от получения разрешения на строительство до выделения земельных участков в ЦЭЗ Байкала. Теперь терять вложенные деньги никто не хочет, так что большинство резидентов – а всего их 13 – решили судиться.  

- Они не готовы добровольно уйти, поскольку считают, что что-то произвели здесь ранее и  не могут просто так с этим расстаться, даже понимая, что с приходом  Алексея Цыденова в республику этот процесс просто ускоряется, – подчеркнул Алексей Тогошиев. –   Они по-прежнему обладают юридическим статусом резидента и фактически могут пустить другого учредителя, оставив себе 20%, а 80% продав какому-нибудь китайскому инвестору. А потом, когда он построит тут гостиницу, будут пожизненно получать дивиденды.  Так что есть за что бороться. Если они решат защищать свои интересы в суде, это будет долго. У нас люди с реальными деньгами, но они не могут зайти туда, где участок занят. И это наша проблема.

По словам гендиректора ОЭЗ, «Байкальской гавани» нужны прямые инвесторы – операторы рынка, владельцы торговых сетей, рестораторы. Для них это уникальная возможность законно возвести на байкальском побережье крупные объекты вне населённых пунктов при существующих экологических ограничениях. Все заявки будет  рассматривать экспертный совет, и пройти через эту процедуру предстоит каждому инвестору. А вот проведение различных фестивалей на территории зоны в планы руководства не входит.

- Здесь нужны краны, котлованы, строители любой национальности, а не массовые мероприятия, – говорит Алексей Тогошиев. – И срок – всего три года, никаких десятилетий  у нас впереди нет.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях