19 мая во время тушения лесного пожара в Курумканском районе погибли сотрудники лесной охраны Верхне-Баргузинского лесхоза — 55-летний Валерий Жанцанов и 40-летний Аюр Цыренжапов. У последнего осталось трое малолетних детей.
Хотел спасти коллегу
Как выяснилось, днем ранее группа работников Верхне-Баргузинского лесхоза обнаружила пожар в лесу. Немедля сотрудники и местные жители-добровольцы выехали к месту возгорания и принялись тушить огонь. Однако этими силами потушить пламя не удалось. Только поздно вечером лесники вышли из еще полыхающего леса и недосчитались 40-летнего коллеги. Тут же на поиски сотрудника отправился другой лесник — 55-летний Валерий Жанцанов, который тоже пропал.
— Отправиться на поиски потерявшегося вызвался опытный работник, который 20 лет проработал в лесхозе и принимал участие в тушении практически всех лесных пожаров на территории лесничества. Мужчина вернулся к кромке, где бушевал огонь, отыскал потерявшегося напарника и вышел вместе с ним к лесовозной дороге, по которой они направились к лагерю. Но в этот момент ветер изменил направление, порывы понесли пламя в сторону выбиравшихся из леса мужчин, которые, попав в огненную ловушку, погибли, — сообщила пресс-служба СУ СКР по Бурятии.
По информации Республиканского агентства лесного хозяйства, на территории района был штормовой порывистый ветер до 30 метров в секунду. Пожару была присвоена высшая категория сложности — меньше чем за час огонь прошел порядка 700 га леса.
Погибли из-за непотушенной сигареты
Баргузинским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Республике Бурятия по данному факту было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум лицам).
— По версии следствия, виновником возникновения данного лесного пожара явился 64-летний местный житель, который оставил на лесной подстилке непотушенную сигарету. От нее через несколько минут загорелась трава. Мужчина пытался самостоятельно потушить пожар, но не смог — огонь быстро перекинулся на верхний уровень лесных насаждений и с ветром начал распространяться по округе, — сообщает пресс-служба СУ СК по Бурятии.
На данный момент подозреваемый задержан, решается вопрос об избрании в отношении него меры пресечения в виде содержания под стражей.
По миллиону каждой семье погибших
20 мая на место трагедии выехали глава Бурятии Алексей Цыденов, заместитель председателя правительства РБ Петр Мордовской, начальник Главного управления МЧС России по РБ Александр Марков, руководители СУ СК по РБ Андрей Кондин и Республиканского агентства лесного хозяйства Александр Мартынов.
Глава Бурятии встретился с семьями погибших сотрудников и выразил свои соболезнования.
— Приношу глубокие соболезнования семьям погибших сотрудников лесхоза. Очень тяжело… Помощь, безусловно, окажем. Семьям будет выплачена компенсация по миллиону рублей. Работники Минсоцзащиты и Пенсионного фонда оформят все необходимые документы. Будем стараться, чтобы семья получала пособия в сумме не меньше средней зарплаты отца, — сказал глава.
Правительство Бурятии также обязалось помочь в организации похорон, дальнейшем трудоустройстве матерей и устройстве детей в детские сады и школы. Руководителям министерств, ведомств даны поручения по оказанию поддержки и помощи семьям погибших.
Это мое призвание
Родные погибших лесников до сих пор не могут оправиться от случившегося. Поэтому «Информ Полису» удалось поговорить только с родными Аюра Цыренжапова.
У погибшего осталось трое детей. Старшая дочь учится в шестом классе, средняя — в первом и младший сын — дошкольник.
— В прошлом году они переехали из села Ульдурга Еравнинского района в Аллу. Аюр сначала устроился разнорабочим в лесную охрану. Потом уволился и вернулся 4 мая уже на должность лесника, — рассказала Аюна, сестра жены погибшего.
По словам родных, последние полтора месяца Аюр один присматривал за детьми, так как жена уехала на заработки в Москву. Несмотря на трудности, он был в восторге от новой работы.
— Наверное, это мое призвание, — сказал однажды во время откровенного разговора погибший отцу жены.
В тот злополучный день 18 мая ничто не предвещало беды. Аюр приготовил детям завтрак, когда его срочно вызвали на работу.
— Он сварил манную кашу и даже не успел разложить по тарелкам, как за ним приехали, — вспоминает Аюна.
Вечером того же дня родственница увидела в группе социальных сетей кадры с места пожара и, обеспокоившись, сразу позвонила Аюру.
— Я ему звонила в 21:28, спросила: «Где дети?». Он ответил, что их должен был забрать дедушка. В деревне тогда шла эвакуация, так как огонь полыхал в двух километрах от села. И дед с детьми ушел ночевать к родственникам подальше.
Лишь на утро следующего дня местные жители и лесники обнаружили тела погибших, но не торопились говорить о случившемся родным.
— Они, оказывается, давно обнаружили, но нам не стали говорить. Одноклассники моего мужа сказали, что ищут, — вспоминает события Аюна.
Когда же им все же рассказали, жена Аюра немедля вылетела из Москвы. Детям, которые потеряли отца и все спрашивали о нем, все же пришлось сказать правду.
— Бабушка им рассказала. Они пока не понимают, что произошло, кроме старшей. Она замкнулась в себе, но держится. Младшие же говорят: «Папа ушел на небо», — говорит Аюна.
Только 22 мая лесной пожар, унесший жизни лесников, был ликвидирован.
— За прошедшие сутки проводились работы по тушению трех лесных пожаров в Курумканском и Кижингинском районах. На конец суток все очаги ликвидированы, новых лесных пожаров не зарегистрировано, — сообщили в РАЛХ.
Всего за сутки на тушении работали более 160 человек и 34 единицы техники.
Где были спасатели?
Однако жители задаются вопросом: где же были сотрудники МЧС, когда создалась угроза населенному пункту.
— Огонь дошел почти до села. В двух километрах его тушили. Землю опахивали лесники, а где все это время были спасатели? Люди так боялись… Бросали свои дома, уходили на другой край села. Никто не знал, будет ли завтра их дом стоять или сгорит, — вспоминает страшные часы Елена, местная жительница.
Управление МЧС по Бурятии ответило жителям.
— На окраине села ближе к лесному массиву был выставлен пожарно-спасательный пост пожарной части № 61 из населенного пункта Майский. Кроме того, в самом Майском также стояла пожарная машина. Две машины 87-й и 32-й пожарной части дежурили и около курорта Алла, — прокомментировали в пресс-службе МЧС по Бурятии.
По словам сотрудников МЧС, в рамках подготовки к пожароопасному периоду опашку должен был провести сам населенный пункт.
Соблюдалась ли техника безопасности?
Чтобы выяснить, как тушение пожара привело к трагедии, мы обратились за комментарием в Республиканское агентство лесного хозяйства.
— В результате шквалистого ветра в течение первых суток действовал преимущественно сильный верховой пожар. В связи с чем лесники отходили на безопасное расстояние и занимались прокладкой минерализованных полос и другими мероприятиями. Когда 20 мая погодные условия улучшились, начали проводиться работы по отжигам кромки. Организация тушения лесного пожара проводится в соответствии с правилами тушения лесного пожара. Руководство осуществляется на основании приказа о назначении руководителя тушения. Руководителем тушения становится сотрудник, имеющий опыт тушения, знающий местность, пользующийся авторитетом среди коллег, — сообщили в пресс-службе ведомства.
Как стало известно «Информ Полису», сотрудники РАЛХ в среду, 23 мая, проведут служебную проверку на месте трагедии.
— На пожарах используются радиостанции УКВ и КВ диапазона. Там, где площадь покрыта сотовой сетью, используются мобильные телефоны. При отсутствии стандартной связи используются спутниковые телефоны. В начале работы после разведки составляется план тушения, который учитывает направление ветра, интенсивность пожара, опасные места, порядок и время передачи информации, безопасное место стоянки, время отдыха и приема пищи, а также пути отхода в безопасные места при возникновении верхового пожара. Задачи по тушению доводятся до бригадиров лесопожарной охраны. И именно бригадир отвечает за личный состав. Каждая бригада проходит технику безопасности в зависимости от условий тушения на определенном участке.
Лесников, которые ценой своей жизни спасали лес и село от огня, уже не вернуть. Однако хотелось бы, чтобы эта трагическая история стала уроком для их коллег, добровольцев, пожарных. Но больше всего хотелось бы обратиться к тем, кто в пожароопасный период, нарушая закон, идет в лес, оставляя за собой непотушенные костры, мусор и окурки. Даже один, на первый взгляд, показавшийся потушенным окурок может привести к трагедии.
Для всех желающих помочь семьям погибших публикуем реквизиты:
Для семьи Валерия Жанцанова: 639002099008793676 — Жанцанова Надежда Николаевна (супруга)
Для семьи Аюра Цыренжапова: 4226 0805 9841 3245 — Аюна Сергеевна Д. (сестра супруги)