Найти в Баргузине частный музей «У Петровича» легко. Каждый баргузинец знает об уникальном доме, в котором живет феноменальный человек, и легко укажет дорогу. Честно говоря, зайдя во двор Леонида Петровича, можно просто остолбенеть. Тем вещам, которые запросто прикреплены к стенам зимовья и летника, лежат на верстаках и полках, позавидует любой краеведческий музей. Старинные горшки и утюги, древние инструменты и утварь, каски времен I мировой войны, кандалы, банковские ящики-сейфы, замки всех времен и народов. Тут же коллекции сельскохозяйственных инструментов: косы, серпы, сеялки, плуги — начиная от старинных и заканчивая современными.
— У меня принцип такой, — объясняет Леонид Будунов. — Собирать не простыми экземплярами, а по возможности целыми коллекциями.
И тут же подтверждает свои слова, пригласив в зимовье, где на полке расставлены десятки швейных машин.
— Вот эта самая старая — один из первых «Зингеров». У нее даже принцип работы другой. Эта — чуть поновее, больше похожа на современную машинку. А это — немецкие и русские модификации, — объясняет экскурсовод.
Самый первый «Кэнон»
Отдельно на полке стоят фотоаппараты. Да такие, что любой коллекционер схватился бы за сердце.
— Вот один из самых первых фотоаппаратов — «Кэнон», — с удовольствием показывают нам устройство из складной кожаной гармошки и деревянной рамки. — Рядом поновее, те, что использовались в годы гражданской войны. А вот импортный экземпляр — немецкая лейка времен Великой Отечественной.
С каждым экспонатом мы движемся все «выше и выше» по спирали эволюции фотодела: «Смены» и «Зоркие», «ФЭДы» и Зениты», популярные в 90‑е годы «Полароиды».
— Честно говоря, именно с фотокамер все и началось, — вспоминает наш собеседник. — В детстве мне подарили «Смену», с которой я не расставался. Потом купил «ФЭД», «Зенит». И стало интересно — столько разных фотоаппаратов разных эпох. А не собрать ли их вместе? Ну вот и получилось.
Одновременно Леонид Будунов собирал и принадлежности к камерам: фотоувеличители разных лет, фонари и т. д. То есть все то, без чего не мог обойтись фотохудожник всего-то несколько лет назад.
Казацкая печать и двойной замок
Постепенно от собирательства фотокамер Леонид Петрович перешел к коллекционированию других предметов старины.
— Хожу по горам, вдоль реки. Все время что-нибудь да нахожу: то подкову, то глиняный горшок, то древний утюг, то монету, — говорит Леонид Петрович. — Подниму, а выбрасывать жалко. Это ведь наша история. Это вещь, в создание которой кто-то вложил душу. Вот и копаюсь в архивах, пытаюсь понять, кто сделал, когда, зачем.
Такие знания позволяют Леониду Петровичу проводить настоящие экскурсии для своих гостей.
— Показываю, например, эту деревянную палку с загнутым концом. Что это? А это древние путы, чтобы стреноживать лошадей. Или вот кандалы царских времен. Долго разбирался в замке, не мог открыть, пока не понял, что тут нужен ключ с двойной резьбой. Сейчас такие замки уже не делают — слишком сложно. Ну разве не интересно? Или вот — печать Войска Донского. Как она здесь оказалась? Сейчас разбираюсь.
Чудеса музыкальной шкатулки
А вот с одним из главных своих экспонатов своей коллекции — швейцарской музыкальной шкатулкой — Леонид Петрович уже разобрался.
— Долго восстанавливал. Подбирал шестеренки, изучал механизм. Понял, что звук издается при помощи сложного устройства. Собрал, завел — и все, заиграла! — говорит Леонид Будунов.
Крутанув ручку, мы тут же услышали красивую мелодию, которая некогда звучала на купеческих балах. Ведь, как подсказал нам Интернет, такие большие музыкальные шкатулки производились в ограниченном количестве в Европе до Первой мировой войны. Затем их заменили патефоны и граммофоны.
Зуб мамонта и танцующие лисы
Отдельно у Леонида Петровича сложена коллекция «даров природы»: различные окаменелости, кости древних животных. Впечатляет огромный череп доисторического бизона, поднять который сможет не каждый.
— Рядом видите — словно камень «гармошкой». Но это не булыжник. Это зуб мамонта, вернее, мамонтенка, — сообщает наш экскурсовод. — Я нашел его на берегу горной речки.
Если перечислять все, что есть в коллекции частного музея «У Петровича», не хватит газетного листа. Тут и советские значки, марки, монеты и банкноты разных времен и даже ржавый револьвер «Кольт». Настоящими горами высятся старинные горшки, рядом расставлена глиняная утварь, сложены грампластинки, книги и древние инструменты. Тут же плиты для готовки еды: от древнего «керогаза» до современной электрической плитки.
Есть коллекции магнитофонов, самоваров и чайников, горных инструментов и якорей. Все перечислить просто невозможно — в доме Будунова тысячи уникальных предметов: старинный штык петровских времен, монеты, часы… Уверены, что некоторые экспонаты Леонида Петровича вряд ли можно увидеть в других музеях. Особый трепет придает то, что собиранию своей коллекции Леонид Будунов посвятил всю свою жизнь.
Будучи в Баргузине, обязательно загляните в музей «У Петровича». А опытный краевед, охотник и фотохудожник Леонид Петрович Будунов расскажет немало невероятных историй. Наверняка вы узнаете потрясающую историю о том, как Леонид Будунов стал участником венгро-советско-американской экспедиции по поиску останков поэта-революционера Шандора Петефи. Пройдя в дом, обязательно посмотрите фотогалерею, которую хозяин создал лично, бродя по просторам Баргузинской долины. Снимки запечатлели танцующих лис, Байкал, виды Сувинской Саксонии и многое-многое другое.
Хочется добавить, что Леониду Петровичу необходимо специальное помещение. Иначе часть экспонатов может просто прийти в негодность — многие из предметов коллекции хранятся прямо под открытым небом.
— Мне предлагали дом, где я могу разместить свою коллекцию. Но там нужно сделать ремонт, установить сигнализацию, нанять экскурсоводов. Это очень дорого, один я не потяну, — говорит Леонид Петрович.
Леонид Петрович Будунов не только увлеченный коллекционер. Он изобретатель и рационализатор. Еще во время работы на лесной деляне в Майске, куда он приехал из родного заиграевского села Унэгэтэй, Леонид Будунов лично сконструировал трелевочный трактор на базе К‑700. А во дворе у него стоит необычная бензопила, которую мастер соорудил из двух механизмов — старой «Дружбы» и нового «Штиля».