В Улан-Удэ владелец новенькой BMW Х6 раскошелился на дорогой ремонт авто после того, как заправился на одной из АЗС города. На заправке же претензию мужчины приняли только под прицелом видеокамеры.
В конце декабря прошлого года Вячеслав Алексеев купил машину BMW Х6 2017 года выпуска. Но после очередной заправки автомобиль стоимостью больше 5,5 млн рублей вышел из строя.
Машина задымилась и загудела
Вячеславу пришлось изрядно понервничать, когда, находясь за рулём, он заметил густой дым, тянущийся от его автомобиля.
- С января-февраля я перешёл на новую заправку – «Восточная сеть», так как доверился рекламе, - рассказывает он. – Они позиционировали себя как заправка премиум-класса, солярка там очень дорогая, газпромовская стандарта «Евро 5» - на стенах соответствующие сертификаты. В первый же день заправки машина начала дымиться в пути. Еду, а мне все сигналят, смотрю – сзади густой сизый дым. Ничего понять не могу – откуда, почему. На следующий день вёз дочку из школы домой, и машина вдруг опять начала дымиться. Только теперь появился какой-то странный гул.
Не на шутку испугавшись, что машина взорвётся, мужчина выскочил из автомобиля, схватил дочь и отбежал в сторону. В тот день ему пришлось заказать эвакуатор и увезти машину домой.
После случившегося мужчина отправился на заправку, где перед ним извинились и обязались разрешить ситуацию. Но так как старшего оператора на месте не оказалось, его попросили приехать завтра.
«Просили ничего не предпринимать, пока нет директора»
На следующий день Вячеслав снова приехал на АЗС. Старший оператор заверила мужчину, что такого некачественного топлива у них не может быть.
- Мне сказали, что свяжутся с директором, которая находилась в Германии. Пока я ожидал за дверью, они общались минут 20. Затем мне передали слова директора о том, чтобы я никаких действий не предпринимал – она вылетает из Германии и будет через неделю, - рассказывает мужчина.
Но в назначенный день с ним никто так и не связался. В очередном телефонном разговоре директор просила мужчину не беспокоиться и перенести встречу – она находится в Иркутске из-за проблем со здоровьем.
- Я сказал ей, что сам еду в Иркутск и меня в Улан-Удэ не будет, на что она поинтересовалась, зачем я туда еду. Услышав о моих планах обратиться за консультацией в дилерский центр (ведь машина новая и стоит на гарантии), она снова спросила: «Зачем? Ничего не делайте. К чему вам расходы?», - вспоминает странный разговор Вячеслав Алексеев.
«Идите лесом!»
Немедля мужчина купил два литра топлива из той же колонки и увёз их в лабораторию «Бурятнефтепродукта».
- Когда директор узнала об этом, она решила, что я «нарушил договорённости», - говорит Вячеслав. – В очередное назначенное время встречи мне никто не позвонил, и я снова отправился на заправку. Старший оператор встретила меня уже не так гостеприимно, с вопросом «А у вас чеки-то вообще есть?». «Конечно же, есть! Да и все сотрудники меня уже в лицо знают». Мне обещали связаться с директором и перезвонить. Чуть позже в телефонной трубке я услышал буквально следующее: «Директор сказал, чтобы вы шли лесом, куда хотите, подавайте – никто ничего компенсировать вам не будет».
Устав от ни к чему не приводящих разговоров, Вячеслав обратился в СМИ, и только под прицелом видеокамеры из его рук приняли претензию. Но ответа на неё до сих пор не последовало. Мужчина собрал документы и подал заявления в Роспотребнадзор, Росстандарт, прокуратуру, а также сделал запрос в «Газпромнефть», чьей продукцией, судя по документам, торгует сеть АЗС в Улан-Удэ.
- В «Газпромнефти» мне ответили, что никаких договоров с этой сетью заправок у них нет – топливо им они не отгружают и разрешение на использование их товарного знака не давали, - говорит Вячеслав.
В ответе на наш запрос ПАО «Газпромнефть» подтверждают слова мужчины: «Структуры, относящиеся к группе компаний «Газпромнефть», не осуществляют поставок нефтепродуктов в адрес ООО «Восточная сеть» (сеть АЗС «Восточная сеть») и договорных отношений с указанным обществом не имеют».
Роспотребнадзор по Бурятии в настоящее время проводит проверку АЗС. Нам сообщат о её результатах, как только она завершится.
«Удивительно, что машина не взорвалась»
Как выяснилось, показатели топлива, которым Вячеслав заправил свой автомобиль, не соответствуют нормам. Результаты экспертизы он получил 17 мая.
- Показатели весьма печальные – грубо говоря, это даже не дизельное топливо, а авиационный керосин, разведённый с маслом и газоконденсатом, - показывает документы Вячеслав. – Допустим, максимальное количество серы должно составлять 10 мг, а у них 1 827 мг. Температура вспышки – не менее 55, а у них всего 14. Другие три показателя тоже не соответствуют никаким нормам. Их солярку можно заливать только в КамАЗ, КрАЗ, БелАЗ и прочее. Эксперты удивились, как моя машина вообще не взорвалась.
За ремонт своего автомобиля Вячеслав Алексеев заплатил почти 300 тысяч рублей. Сделать это он мог только в дилерском центре, ведь если ремонтом займётся кто-то сторонний, то его автоматически снимут с гарантии.
- Для меня важно создать общественный резонанс, чтобы простые граждане, которые не ездят на машине за пять миллионов, а покупают в кредит, не «залетели» так же, как я. Многие покупают автомобиль на последние деньги, и, если он сломается из-за некачественного топлива, это будет очень обидно, - говорит он.
О том, как действовать в подобных ситуациях, рассказывает адвокат.
Как возместить ущерб от некачественного бензина?
Михаил Фомицкий, адвокат:
- Всем автовладельцам советую взять за правило хранить чеки на купленное топливо как минимум два-три дня со дня заправки, а лучше более недели. Именно кассовый чек подтвердит факт покупки бензина у конкретного продавца. Зафиксируйте факт поломки автомобиля и причинно-следственную связь между ней и заправкой. Необходимо также провести предварительный осмотр машины в СТО и получить расчетную стоимость работ и материалов по её восстановлению.
Затем, как правильно сделал Вячеслав, напишите претензию в АЗС с требованием о возмещении материального вреда. Если АЗС отказывается принимать претензию, её можно отправить почтой, заказным письмом с описью вложения на юридический адрес АЗС. Срок рассмотрения претензии – не более 10 дней. В это время желательно не сливать некачественный бензин из автомобиля, поскольку в дальнейшем могут появиться проблемы в доказывании причинно-следственной связи.
Если ответ на вашу претензию отрицательный либо его не было больше 10 дней, то проведите экспертизу качества топлива. Это можно сделать и до обращения в АЗС. На самом деле, чем раньше вы проведёте эту экспертизу, тем более значимым это будет в случае рассмотрения дела в суде. Процедуру нужно провести по всем требованиям закона.
Также не будет лишним обратиться в Роспотребнадзор и прокуратуру, чтобы они провели проверку деятельности АЗС.
Если договориться с АЗС не получилось, то следующим шагом будет обращение в суд для защиты ваших прав. Расходы, которые вы понесете на адвоката, в дальнейшем будут взысканы с АЗС в судебном порядке.