В Мухоршибирском районе река Тугнуй иссякла и вода не доходит до Цолгинского поселения и жителей села Хошун-Узур. Озадаченные фермеры, чиновники и неравнодушные люди последовали по руслу реки с целью выяснить причину проблемы.
Оказывается, в 70 - 80-х годах в Мухоршибири появился каскад водохранилищ в связи с большим количеством сельхозугодий. В целом по району построили около 13 водохранилищ и прудов с объемом 27,12 млн куб. метров воды.
В интересах Тугнуйского угольного разреза
Для жителей поселения «Цолгинское» и села Хошун-Узур река Тугнуй – источник пресной воды для людей и домашних животных. Между тем именно в верховьях, в междуречье Тугнуя и его правого притока, речки Кусоты, находится одно из крупнейших в Забайкалье Тугнуйское каменноугольное месторождение. Здесь с 1989 года развернулась работа угледобывающего предприятия разреза «Тугнуйский», дочернего предприятия ОАО «СУЭК». За все время своего существования компания добыла около 140 млн тонн угля.
Жители сельского поселения «Цолгинское» обеспокоены тем, что руководство Тугнуйского разреза не пускает воду на дамбе Саган-Нурского водонакопителя, находящегося на территории разреза «Тугнуйский», преследуя свои цели. А беспокоиться есть отчего - на берегу водонакопительного пруда открылась турбаза. По словам местных жителей, там отдыхают туристы из самых разных уголков России, ловят рыбу, катаются на катамаранах и наслаждаются дивными видами уединенного уголка.
Глава администрации поселения Николай Матвеев выражает недовольство от имени жителей четырех сел: Цолга, Зандин, Гашей, Балта.
- Мы проживаем в Тугнуйской долине, жители четырех деревень живут тем, что занимаются сельским хозяйством. Они обеспокоены тем, что река Тугнуй перестала доходить до нашего поселения. Мы потеряли свою родную речку, которую помним еще с детства. Во все времена Тугнуйка существовала, из нее пил наш скот, в ней всегда водилась рыба. На нерест заходили сазан и карась. Теперь хозяйства мельчают, переезжают поближе к Сухаре. Мы не можем пасти скот в Тугнуйской долине, его поить стало нечем. Я у ветерана войны спрашивал недавно, было ли такое, чтобы Тугнуйка усохла. Он мне ответил, что такого вообще не было. Я уверен, что дело в Тугнуйском разрезе, перекрывают на дамбе нам всю воду, чтобы самим наслаждаться прудом, а мы страдаем. Сейчас мы видим, что вода открыта, а как только уедем, они снова воду перекроют. За несколько недель мы приезжали на это место и видели, что на дамбе сброс воды не осуществлялся, вензель был перекрыт. Вы же видите, они тут базу отдыха организовали, рыбу ловят и даже церковь построили. Здесь в выходные дни яблоку негде упасть, народу собирается невидимо. А тем временем проблема с рекой Тугнуй в нашем поселении началась еще 5 - 7 лет назад, – рассказывает Николай Матвеев.
Ответ на претензии
На такой натиск жителей Цолги ответила начальник отдела разреза «Тугнуйский» по охране окружающей среды Татьяна Еремеева. Она говорит, что с подобной просьбой жители четырех поселений обращаются впервые.
- Мы воду на дамбе не перекрываем, мы осуществляем сброс, отталкиваясь от проектных данных, пруд - накопитель карьерных вод - создан по проекту, который согласован еще в советские времена, и у нас постоянно ведутся наблюдения за уровнем воды. В пруду происходит очищение от взвешенных частиц, и более чистая вода поступает в реку Тугнуй. Мы не можем опустить количество воды ниже проектных данных. Дамба была построена в конце 90-х. Сейчас, если вы обратите внимание на все реки и ручьи, увидите, что многие не только обмелели, но и вовсе исчезли. Происходит вырубка леса, ручьи, которые подпитывали Тугнуйку, иссякли, - ответила на претензии Татьяна Еремеева.
Также она подчеркнула, что у них ведутся постоянные наблюдения за чистотой и качеством воды, которая из пруда-накопителя поступает в реку Тугнуй.
- Центр гигиены и эпидемиологии регулярно измеряет воду. Нас постоянно контролируют. И все разговоры о том, что мы закручиваем вензель, беспочвенны. У нас есть специальный человек - гидрогеолог, который контролирует водосбор. Я сама из Никольска Мухоршибирского района, у нас ситуация такая же, сухое русло. И в этом разрез «Тугнуйский» точно не виноват, - уточнила Татьяна Еремеева.
Фаза экстремального маловодья
В свою очередь, и начальник отдела водного хозяйства Министерства природы Бурятии Евгения Маковеева отметила, что основная причина понижения воды в реке Тугнуй – это маловодный период, который сейчас можно наблюдать повсеместно.
- Мы наблюдаем фазу экстремального маловодья повсеместно. Такого не наблюдалось несколько десятков лет. И это массовая проблема в республике. Мы проработаем тему с Тугнуйским угольным разрезом, посмотрим, сколько воды поступает в искусственный пруд-накопитель, а сколько выходит через очистные сооружения. Расходная часть не должна быть меньше. Но они не могут пустить воду сильнее, так как в пруду вода очищается. И мы не можем нарушить федеральное законодательство, - подчеркнула Евгения Маковеева.
В этом году, несмотря на снегопады, ситуация с маловодьем усугубилась по сравнению с прошлым годом. Подобная ситуация наблюдается в Селенгинском, Еравнинском, в прибрежных байкальских районах. Такая же проблема в Иркутской области и Забайкальском крае.
Евгения Маковеева рассказала, что в ближайших планах у СУЭК - постройка новых очистных сооружений, которые могут и вовсе привести к исчезновению реки.
- В связи с модернизацией очистных сооружений карьерная вода не будет поступать в пруд. Как будет осуществляться подпитка реки Тугнуйка – вопрос остаётся открытым. Как поведет себя река, мы не знаем, возможно, ее вообще не станет, - отметила специалист.
«Мы, мелкие фермеры, буквально выживаем»
Житель села Гашей Цолгинского поселения фермер Андрей Емельянов рассказал, что жизнь без воды стала невыносимой. Все труднее выживать в связи с усыханием реки Тугнуй. И такое бедственное положение у многих мелких и средних фермеров.
- До нас речка Тугнуй перестала доходить. Из ситуации выходят только те, кто вырыл скважину, но у многих просто нет таких средств. В связи с этой проблемой я переехал в Гашей, чтобы скот поить из Сухары. Тугнуйка перестала бежать. Река исчезла. У меня это первое обращение, а так проблема существует несколько лет. Раньше все не осмеливались поднять вопрос, сейчас тяжелее стали жить. Правительство говорит о сельском хозяйстве, а в реальности всё плохо, условия никакие не создаются, даже река к нам больше не течет. Мы скважину для себя вырыли, а скот остался без воды. Раньше у меня и у брата было 200 баранов, КРС было также около 200 голов. Ситуация ухудшилась, я переехал поближе к реке Сухаре, а брат остался на месте, скот поделили. Теперь у меня стало 20 баранов, было 40 КРС, а стало 20. И ситуация с каждым годом ухудшается. Себестоимость мяса увеличивается, нам невыгодно держать баранов. Себестоимость мяса - 253 рубля. Кто будет покупать за такую цену? Сейчас моя семья должна сказать спасибо китайцам, для них мы выкапываем корни солодки и продаём их. Говорят, они этим корнем рак излечивают. Это по телевизору фермеры хорошо живут, а на деле мы еле выживаем. Выход из ситуации я вижу один – поднятие закупочных цен. Сами подумайте, молоко зимой стоит 20 рублей (сейчас 13 рублей), соляра стоит 42,90. В советское время молоко стоило 50 копеек, соляра – 9 копеек за литр. Наши депутаты говорят, что выгодно держать 150 голов, вопрос интересный, а попробовали бы они сами вести такое хозяйство и увидели бы, насколько это выгодно. Мясо сейчас везут с Монголии, оно дешевле, но качество хуже, - поделился фермер.
Многие недоумевают и ставят вопрос ребром, почему, несмотря на уровень добычи угля СУЭК, они не заботятся о нормализации экологической обстановки.
«Бомское озеро - головное место рыбалки»
Далее участники рейда отправились вдоль русла реки Тугнуй, с целью узнать, что препятствует реке дойти до Цолги. Река следует из водохранилища в Тугнуйскую долину - озеро Бомское.
Прибыв на место, обнаружили, что дамба была недавно отремонтирована. Вода из озера через неё не протекает, вензель плотно закрыт. Вода непосредственно из озера не подпитывает реку Тугнуй.
Отметим, что на Бомском озере проходит ежегодная зимняя рыбалка. Именно сюда со всей республики съезжаются любители этого вида досуга. Обычно улов измеряют сотнями килограммов.
Как отметил депутат Народного Хурала от Мухоршибирского района Зоригто Цыбикмитов, такое плачевное состояние вызвало ряд вопросов, адресованных к руководителю ФГБУ «Управление «Бурятмелиоводхоз» Виталию Калашникову.
- В связи с перекрытием вензеля на дамбе Бомского озера я позвонил руководителю «Бурятмелиоводхоза» Калашникову, который сообщил, что дамбу перекрыли специально в связи с ремонтными работами. По словам Калашникова, рыбаки забили песком дамбу, чтобы рыбачить беспрепятственно. Ремонтные работы удачно завершились, и с 1 июня они должны начать выпускать воду, - передал Зоригто Цыбикмитов.
Чем поливают свои поля крупные фермеры?
Далее активисты отправились на водораздел, который находится неподалеку от местности Богова гора. Напитавшись только подземными водами, река доходит до водораздела, а далее ее не хватает на оросительные системы, и тем более она не доходит до Цолги. Тогда сам собой возникает актуальный вопрос: откуда черпают воду предприниматели для поливки своих сельхозугодий в условиях экстремального маловодья?
Ситуацию прокомментировала Евгения Маковеева, которая подчеркнула, что Тугнуйка существует благодаря карьерным водам Тугнуйского угольного разреза и подземным водам.
- После пруда-накопителя Тугнуйского угольного разреза мы поехали выше по течению реки посмотреть, сколько воды поступает до сброса карьерных вод. Заключение о том, насколько водоем загрязнен, нам предоставляют по соглашению с СУЭК. На месте точки сбора воды русло оказалось сухое, получается, что река питается карьерными водами Тугнуйского угольного разреза и подземными водами. В Забайкальском крае река перестала бежать, она пересохла. Зорикто Лубсанович позвонил в «Бурятмелиоводхоз», где ему сообщили о том, что вензель на дамбе должны открыть. В этом случае река должна пополниться. На реке Тугнуй каскад водохранилищ в связи с большим количеством сельскохозяйственных угодий. Раньше река была полноводной, и её хватало местным жителям и на орошение, - уточнила Евгения Маковеева.
Она также рассказала, что похожая ситуация была в Заиграевском районе. Люди утверждали, что предприниматели забирали воду, которой и так не хватало.
Как утверждают местные жители, Галтайское озеро в Тугнуйской долине – единственное место обитания уток и лебедей. Отсюда птицы осенью улетают на юг. Но именно отсюда берет воду и орошает свои большие сельхозугодья крупный фермер, гендиректор СПП «Тугнуй» Дмитрий Климов.
- Жара еще не началась, а мы уже видим плачевную ситуацию. Когда-то Галтайское озеро было настолько полным, что доходило до дамбы. Сейчас мы видим, что воды совсем мало. Природа даёт сбой. Представители Минприроды подготовят для нас отчеты от Тугнуйского угольного разреза и от «Бурятмелиоводхоза». После в Мухоршибирском районе проведем большое совещание по проблеме исчезновения реки Тугнуй. Мы привлечем ученых, чтобы они тоже сказали своё слово. И людям объясним, почему воды нет. И тогда у нас выявится истина, - подытожил Зоригто Цыбикмитов.
Справка infpol.ru
Длина реки Тугнуй — 160 км, площадь водосбора - около 2770 км². Исток реки находится на стыке хребтов Цаган-Дабан и Хараузского (высота 1305 м) в Забайкальском крае. Протекает на запад по северной половине Тугнуйско-Сухаринской впадины, в пределах Мухоршибирского района Бурятии. Впадает в реку Сухару на западе района в 7 км от её впадения в Хилок, затем впадает в Селенгу.