Четыре года назад в России решили кардинально менять подход к «мусорному вопросу». Тогда в федеральный закон внесли ряд поправок. Все полномочия по сбору, транспортировке и утилизации твёрдых коммунальных отходов (далее – ТБО) возложили на субъекты РФ. Чтобы, наконец, навести порядок на свалках, их обязали разработать два документа – специальную программу и территориальную схему. Последняя включает в себя всю цепочку данных об отходах: от источниках их образования и количества – до мест обработки, утилизации, обезвреживания и размещения.
Таким образом, к январю 2017-го в каждом регионе должна была появиться полноценная «мусорная вертикаль» со своей политикой и с собственным оператором по обращению с отходами. Увы, выяснилось, что большинство терсхем содержат серьёзные изъяны и нуждаются в доработке. Из-за этого сроки пришлось сдвинуть на два года. Власти тем временем отрапортовали: Бурятия к «мусорной реформе» готова. В Минприроды заявили, что территориальную схему подготовили и согласовали с Росприроднадзором. В ведомстве разработали и специальную региональную программу.
Но гладко, как выяснилось, было на бумаге. Наша республика наряду с тремя другими сибирскими регионами – Тывой, Томской областью и Красноярским краем – попала в число «отстающих». К концу апреля там так и не утвердили схемы и не приступили к выбору региональных операторов (РО), хотя все сроки истекли ещё 1 мая. Конкурс же по отбору операторов объявили в феврале. Всего их будет три, поскольку республику поделили на три зоны. Первая включает 15 муниципалитетов, в том числе Улан-Удэ, Северобайкальск, Иволгинский, Окинский, Тункинский, Еравнинский, Баунтовский, Тарбагатайский, Бичурский, Мухоршибирский, Северо-Байкальский, Муйский, Кижингинский, Хоринский и Заиграевский районы. Вторая «охватывает» Курумканский, Баргузинский, Кабанский и Прибайкальский, а в третью вошли Закаменский, Джидинский, Кяхтинский и Селенгинский.
На конкурс по работе в первой зоне подали две заявки, но во время его проведения в антимонопольную службу поступила жалоба на организаторов – и заседание комиссии перенесли. Но в итоге УФАС России оставила результаты торгов без изменения. В середине мая Минприроды подписало соглашение с первым в Бурятии региональным оператором. Это иркутская компания ООО «ЭкоАльянс», которая работает на рынке коммунальных и клининговых услуг 15 лет. Отныне именно она будет отвечать за всю цепочку утилизации отходов – от мусорного ведра до полигона – в Улан-Удэ и ещё 14 муниципальных образованиях.
А вот из-за отсутствия заявок на третью зону и отклонением единственной заявки по второй министерство природных ресурсов и республиканское агентство по госзакупкам решили объявить торги заново. Кто займётся уборкой мусора в восьми районах, включая три прибрежных – Баргузинский, Кабанский и Прибайкальский – станет известно только к концу июня.
Отметим, с внедрением терсхемы «коммуналка» в Бурятии подорожает, ведь платить придётся не только за вывоз, но и за переработку ТБО – так же, как мы платим сейчас за тепло и воду. Впрочем, в правительстве региона уже пообещали сделать всё, чтобы нововведение не «ударило» по кошелькам населения. Кстати, территориальная схема, разработанная в Бурятии, не раз подвергалась критике со стороны общественников. Так, на круглом столе в конце марта активист регионального отделения Общероссийского народного фронта, координатор проекта «Генеральная уборка» Алексей Бадмаев напомнил: ранее республику поделили на четыре зоны. Предполагалось, что в каждой будет свой оператор со своими тарифами. Потом их число сократилось.
- Под эти зоны построили полигоны, которые должны были обсуживать конкретный район в течение определённого времени. Тот, что в Заиграево, например – десять лет. Но после изменений, внесённых в схему, его хватит на год-полтора максимум, – пояснил Алексей Бадмаев. – К строительству нового правительство не приступило. То есть объявят торги, зайдёт региональный оператор – и через год негде будет складывать мусор просто-напросто. В Онохое проектно-сметную документацию сделали, но деньги не выделяют. Так что объявление торгов проблему не решит. Полигоны разработали под одну схему, а внедрили другую – на мой взгляд, это нерациональный подход. Это неправильно.
Кстати, старые горы мусора с приходом РО никуда не исчезнут. На него ляжет обязанность по уборке лишь тех отходов, которые появится после подписания договора. Между тем, в Бурятии сегодня насчитывается более 100 «стихийных» свалок. И большая их часть сконцентрирована в столице республики.