Завершаю цикл статей, освещающих изнутри как участник праймериз «Единой России». В этот раз их процедура, в отличие от прошлых, оказалась вполне демократичной. Все испортили, как водится, местные исполнители
Итак, после завершения дебатов я решила испробовать первую в истории процедуру электронного голосования. Оно стартовало 28 мая и завершилось 1 июня. Заявку на голосование в режиме онлайн можно было подать до 30 мая на сайте pg.er.ru в разделе «Хочу проголосовать онлайн». Я подала сама и попросила подать родных и близких, кто дружит с Интернетом. Таких набралось немало. Подали и стали дожидаться звонка специалиста колл-центра. Дождались всего несколько человек. Это притом что в некоторых еравнинских селах даже сотовая связь плохая, не то что Интернет. Интересно, о чем думали организаторы, когда обещали, что возможность проголосовать онлайн будет доступна всем избирателям?
Зато те, кто сумел проголосовать в режиме онлайн, были избавлены от необходимости идти на участки. Я предупредила, что списки проголосовавших через Интернет доставят на счётные участки. Одним словом, не получилось у партии власти обеспечить технологическое новшество.
За себя и за того парня
Столкнулась с тем, что большинство избирателей и не знали, что могут поставить галочку напротив нескольких фамилий. Республиканский штаб «единороссов» так и не смог внятно пояснить, что это и есть рейтинговое голосование. Зато после скандала в Тунке появилось опасение, что бюллетеней будет мало. Всего на мой округ № 29 выделили 5199 бюллетеней. В исполкоме «ЕР» мне пояснили, что такие цифры рассчитаны на то, что придет около трети избирателей. Все кандидаты, и я в том числе, предупредили своих сторонников - надо с раннего утра штурмовать счетные участки. Это и вызвало очереди в клубах с 8 утра. Некоторые не выдерживали и уходили. К чести еравнинского оргкомитета, там устроили так, чтобы пожилые люди могли пройти без очереди. В районном доме культуры даже заботливо подготовили скамеечки для отдыха. На 29-м округе, куда входят Еравна и часть Кижингинского района, весь день наблюдался резкий контраст в активности. Если в еравнинских сёлах и райцентре селе Сосновоозерск люди стояли в очередях, то в кижингинских сёлах утром было мало голосующих.
На 10 утра у нас проголосовали почти 29%. Самое активное село Ульдурга, где проголосовали на 10 утра 84% избирателей. Говорили о том, что один из кандидатов привез туда из города целый автобус земляков. Что ж, на праймериз не распространяется закон о выборах. Это голосование регулируется положением партии. Оно запретило только денежный подкуп избирателей. Поэтому я не удивилась, когда журналисты, работающие в Улан-Удэ, сообщили, как некоторые кандидаты пытались получить голоса с помощью скидочных купонов на продукты. Нарушениями в эти праймериз считались денежный подкуп, действия, дискредитирующие партию, и дискредитация одним кандидатом другого. Судя по тому, что никого не исключили из списка для голосования, угрозы остались пустыми. Самое пассивное село было Загустай, где к 10 утра пришли 14% избирателей.
Может, там боятся обещанного приезда Бато Багдаева? – ухмылялись мои коллеги.
Я, как и обещала, пригласила наблюдать за ключевыми участками журналистов. Съемочная группа «Ариг Ус» дежурила в Эдэрмэге, Булат Цыденешеев - в клубе Улан-Еравны. Бато Багдаев обещал приехать в Загустай к подсчету голосов. Я сама наблюдала за районным домом культуры, куда привезли наибольшее количество бюллетеней – тысячу. И это тоже вызывало вопросы – кто и как в республиканском исполкоме решал, сидя в Улан-Удэ, каким селам и сколько дать бюллетеней?
Например, к 12:00 в Ульдурге закончились все бюллетени. Им вполне можно было добавить этих счетных бумажек. В остальных сёлах к полудню проголосовало больше половины избирателей. Всего по Еравне к полудню проголосовали 61,3%. В кижингинских сёлах на 12:00 проголосовали 666 человек на двух участках. После такой символической цифры невольно начали приходить дьявольские вопросы.
За чей счет сей банкет?
Обратило на себя внимание обилие нетрезвых людей на улицах. Для них голосование, видимо, стало праздником. Кто его им устроил, остается только догадываться.
- Господи! Голосовать пришли даже те, кто и знать не знает про эти праймериз и никогда раньше не голосовал! – посетовал подвозивший меня сосновоозерский таксист.
Вспомнилось, как на праймериз в Госдуму 2016 года одного кандидата обвинили в том, что он спаивает избирателей. На что тот воскликнул: а вы докажите, что это я!
Так и здесь, доказать почти ничего невозможно. После закрытия участков в 20:00 счетные комиссии работали до глубокой ночи, а некоторые и до утра. Нелегко считать бюллетени, на которых сразу несколько отметок. Было жаль членов счетных комиссий. И возник еще один вопрос. А кто оплатит им такую тяжелую работу? «Единая Россия» из партвзносов? Бюджет? Предусмотрены ли законом эти траты? Если да, то почему бы не оплатить такие же праймериз не только партии власти, но и другим парламентским?
Даже Путин меньше избирался!
Из разговоров с простыми людьми я услышала одно интересное замечание.
- Я посмотрел списки тех, кто пошел на праймериз по всем округам, и ужаснулся. Некоторые сидят в Хурале с 1994 года, по пять сроков. И сейчас идут на шестой. Даже Путин меньше избирался! – возмутился один сельчанин, просивший не указывать его фамилию.
Полученные итоги голосования, особенно по районам республики, показали, что эти праймериз прошли почти по Салтыкову-Щедрину. Избирателям «чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном». Люди легко забывают о том, что мечтали о переменах ради привычного им депутата, то бишь севрюжины.
И все равно, такие праймериз нужны, чтобы политики проверяли себя на избираемость. А некоторые могли «почесать» свои амбиции. Коллеги-журналисты испытали изнутри на себе, что такое быть публичным политиком. Поняли, можно ли в праймериз выиграть без административного ресурса, подкупа и спаивания.
Поэтому в заключение прошу принять мою глубокую благодарность всем, кто проголосовал за меня. Ваши голоса самые чистые, не купленные за алкоголь и продукты, не продавленные сверху. Спасибо, что вы есть! И чтобы таких, как вы, становилось больше, со второго полугодия, то есть с июля 2018 года, все ветераны ВОВ и тыла и бюджетники социальной сферы Еравны начнут бесплатно получать нашу газету для объективного информирования.
голосование
1247
Севрюжина с хреном
Предварительное голосование почти по Салтыкову-Щедрину