Сегодня, 6 июня, в аппарате уполномоченного по правам человека Юлии Жамбаловой с улан-удэнцами встретились представители профильных ведомств: Минтранса Бурятии, администрации Улан-Удэ, УГИБДД МВД по Бурятии, администрации Иволгинского района и Управления государственного автодорожного надзора. Люди смогли лично задать вопросы чиновникам, от которых годами получали отписки. Вопросы коснулись нехватки автобусов, остановочных пунктов, разбитых дорог, а также проблем социального такси и доступности среды для людей с инвалидностью.
Три года без парковки
Одним из наболевших вопросов стала чрезмерно маленькая и неудобная территория у протезно-ортопедического предприятия, к которому граждане с инвалидностью не могут ни подъехать, ни пройти.
- Предприятие уже в течение трёх лет обращается к нам, потому что их территория ограничена, и невозможно припарковаться. К ним приезжает много людей с инвалидностью, и все сталкиваются с такой проблемой, - рассказала председатель РОО «Общество без барьеров» Галина Горбатых.
5 июня Юлия Жамбалова выезжала на место, и уже на следующий день с «Обществом без барьеров» связалась городская администрация, чтобы оценить объём необходимых работ. Осталось составить проектно-сметную документацию, и работа по созданию парковки начнётся.
Единственная возможность передвигаться
Другая проблема, по словам Галины Горбатых, касается службы социального такси. Парк службы находится в плачевном состоянии – он требует обновления и расширения. Одни и те же машины в нём работают уже десять лет.
С данной проблемой к омбудсмену люди с инвалидностью обращаются довольно часто, ведь из-за нехватки автомобилей многие из них не могут в назначенное время попасть к врачу и на важные мероприятия.
Для колясочников социальное такси стало единственной возможностью перемещения по городу, ведь общественный транспорт им недоступен.
- Комитетом по транспорту заявлены пять автобусов, сказано, что они ходят, но это не так. Мы их не видим, - сказала Галина Горбатых.
По заверениям же замначальника управления транспорта и связи администрации Улан-Удэ Александра Халбаева, четыре автобуса из пяти по заявленному маршруту работают. Однако они настолько изношены, что бывают случаи, когда на маршрут выходит лишь одна-две машины.
- Сейчас идёт подготовка к 100-летию Бурятии, и мы согласовали с Минтрансом республики покупку 50-ти автобусов и десяти трамваев – низкопольных, приспособленных для маломобильных граждан. Один автобус – это семь с половиной миллионов, - сказал Александр Халбаев и подчеркнул, что на положительное решение остаётся только надеяться.
«Требуют с инвалида плату за провоз коляски»
Попасть на обычный автобус маломобильным гражданам удаётся не всегда, а некоторые службы такси за перевозку инвалидной коляски берут отдельную плату. С вопросом об этом выступил один из пришедших жителей Улан-Удэ.
- Почему диспетчер требует дополнительную плату с моей дочери-колясочницы за перевозку её коляски? Это же неправомерно! Не по-человечески как-то.
Как объяснил руководитель одной из компаний-перевозчиков Улан-Удэ, уже пять лет в штате службы нет своих диспетчеров.
- Мы работаем по договору с организацией, которая при этом выставляет свои условия. И обязать её разговаривать с клиентом по телефону как-то по-другому мы не можем. По факту, когда вы подходите к автомобилю, вы имеете отношения уже со вторым человеком – с водителем.
- А зачем мне принимать такие условия и платить за коляску? Я просто отключаюсь и звоню в другую службу такси, - возразил мужчина.
- По федеральному закону, перевозка колясок, костылей и прочего бесплатна, - вступила в диалог Галина Горбатых и предложила напомнить перевозчикам о требованиях закона. – В этом году совместно с Минтрансом мы проводили семинары и тренинги по обучению сопровождению и обслуживанию людей с инвалидностью. Я думаю, это хорошая практика, и нужно, наверное, проводить такое обучение и с диспетчерами, и службами такси. Потому что необходимость действительно назрела.
Также на приёме озвучили обращение жителей улицы Герцена, которые не смогли прийти на встречу. На улице недавно прошёл ремонт теплотрассы, и рабочие не восстановили разрушенный асфальт. Люди на колясках не могут пройти через этот участок.
- Женщина-колясочница специально к своему гаражу сделала подъезд, который ремонтные рабочие просто разрыли и не вернули в первозданный вид. Теперь она не может воспользоваться своим автомобилем, - пересказала письмо Галина Горбатых.
Как выяснилось, заявление женщины уже рассматривается в аппарате уполномоченного.
Убрали детскую площадку и не сделали обещанную дорогу
По словам жительницы 502 километра Любови Бутаковой, дорога в этой местности представляет угрозу для жизни пешеходов и водителей.
- Мы с 502 километра, нас там живёт шесть человек инвалидов. Транспорт к нам никакой не ходит. Когда обещали сделать дорогу, поставили остановку, установили знаки. Сейчас эти знаки срезаны и валяются на земле. Остановка лежит вверх ногами. Лежачих полицейских нигде нет, и перейти дорогу бывает невозможно. Тротуар сделали крайне узкий – я прохожу и задеваю решётки боками. Зимой на дороге образуется вал – её не чистят, машины с этого вала падают на решётку, а решётка на тротуар. И эта проблема тянется с 2012 года. Чиновники наши присылают только отписки, которыми, извините, только подтираться! – эмоционально заявила Любовь Бутакова.
Нет у местных жителей и детской площадки, рассказывает женщина. Её по каким-то причинам снесли и увезли в неизвестном направлении. Теперь дети вынуждены искать себе развлечения в гаражах. С одного из них недавно упал ребёнок и сломал руку. Школьники вышли на каникулы, и родители опасаются за их здоровье, отпуская на прогулку.
«По-вашему, две машины покрывают потребность людей с инвалидностью?»
Довольно странный диалог произошёл на приёме между Юлией Жамбаловой и замначальника Управления соцзащиты населения по Улан-Удэ Евгенией Томской.
Е.Т.: В настоящее время жителей города обслуживают две машины социального такси.
Ю.Ж.: Вы считаете, это нормально?
Е.Т.: Нет, это не нормально. Вопрос находится на рассмотрении в Минсоцзащиты населения. Возможно, до конца года…
Ю.Ж.: Сегодня вы на приём пришли, мы заранее вас информировали, граждане ждут ответа. Вы нам даёте непонятно какой ответ: «планируется», «пока не знаю».
Е.Т.: Ну, как сказать, сейчас конкретно вопрос обеспечения транспортом на стадии решения, так сказано. Заявки есть о том, что требуется дополнительное транспортное обеспечение службы.
Ю.Ж.: Сколько вообще потребность в социальном такси в Улан-Удэ?
Е.Т.: Те заявки, которые у нас есть, они удовлетворяются. Так скажем.
Ю.Ж.: Вы считаете, два такси всю потребность решают в городе? Жалобы-то к нам идут.
Е.Т.: Планируется приобрести два автомобиля.
Ю.Ж.: А потребность-то какая?
Е.Т.: Ну, было бы у нас там пять автомобилей, конечно, мы бы удовлетворяли потребность…
Ю.Ж.: То есть пять автомобилей покроют её? Вот сколько у нас граждан маломобильных в городе?
Е.Т.: Около 700 человек.
- А не в три ли раза больше? – прозвучало из зала. – Это социальное такси нужно заказывать за 15 дней минимум! Если бы не сталкивался с этим, я бы не говорил.
Проблему решено вынести на отдельное рассмотрение с участием министра. Прозвучало также предложение заключить договоры с частными перевозчиками на социальное обслуживание со скидкой, которую будет компенсировать местная власть. Это даст возможность людям с инвалидностью свободно передвигаться и разгрузит оскудевший автопарк службы.