«Наши костоломы! Во многих местах города тротуары не очищены от снега и льда. Люди падают, ломают руки и ноги. Лишь на улице Юных коммунаров, да и то после нашей статьи, наконец-то подсыпали песок…».
Просим читателя не удивляться тому, что посреди лета мы вдруг заговорили о снеге. Дело в том, что это не информация с новостных лент улан-удэнских информагентств о том, как горожане пережили «ливневые снегопады» нынешней зимы 2018 года. Этой публикации почти 100 лет! И напечатана она была в одном из первых номеров «Бурят-Монгольской правды».
«В городе лед и тьма кромешная…»
С той поры минул почти век. Наш город изменился, и даже название его стало иным, выросли многоэтажки и сотовые вышки, на смену конным повозкам пришли трамваи, автобусы и такси. Однако многие новости с ветхих архивных страниц хоть сейчас ставь на газетную полосу или сайт.
«Нами неоднократно отмечалось, что на подъездном пути в Рабочий городок по реке Уда нет освещения. Городским властям нужно утвердить смету и провести работы по освещению» - это новость из другого номера газеты 20-х годов. Нет нынче Рабочего городка. Однако на дорогах вдоль Уды по-прежнему хоть глаз выколи.
«Дайте света! На Стеклозаводе тьма кромешная, - с отчаянием сообщает рабкор (рабочий корреспондент) из далекого 1925 года и с горечью добавляет: - Эх, накрутить бы хвосты за это кому следует!». Полностью присоединяемся к этому призыву журналиста «Бурят-Монгольской правды». Освещение на улицах Улан-Удэ по-прежнему
не является идеальным, и давно пора кое-кому «накрутить хвосты». Хотя бы сейчас, через 100 лет.
Или вот - ну абсолютно актуальная новость: «Некоторые жители Верхнеудинска опять сжигают мусор на сильном ветру. Долго ли до беды? Милиции надо принять меры». Дата публикации – весна 1926 года. Что-то изменилось с тех пор? Честно говоря, немногое. С 20-х годов и по нынешнее время частный сектор и дачные товарищества Улан-Удэ ежегодно горят «синим пламенем». И все почему? А потому, что жители города, как и 100 лет назад, беззаботно устраивают весенние палы на своих участках, невзирая на штормовые предупреждения и административные наказания. Единственное отличие – теперь профилактикой пожаров занимается МЧС, а не милиция-полиция.
Вперед в прошлое
Недавно Бурятия праздновала 95-летие со дня образования республики, было сказано немало слов о том, как успешно развивается регион сегодня, какие сияющие перспективы откроются завтра и какими славными были страницы истории. В этот момент нам и захотелось узнать, как же жили, о чем волновались и на что надеялись жители Улан-Удэ и Бурятии почти 100 лет назад. Так уж ли они отличались от нас, современных людей, избалованных Интернетом и мобильной связью? Своеобразной «машиной времени» для нас стали газеты из далеких 20-х годов, вместе с которыми мы отправились в самое настоящее «Большое путешествие», результаты которого очень удивили.
Увидеть архивы первых бурятских газет можно, например, в Национальной библиотеке. Туда-то мы и направились, предвкушая легкую иронию, с которой журналисты XXI века будут разглядывать старинные статьи, авторы которых знать не знали о поисковых системах, новостных сайтах, ключевых словах, Word, Google и Yandex. Однако уже первая газета из потрепанной подшивки убедила в том, что рабкоры и селькоры 20-х годов не только ни в чем не уступали современным журналистам, но и во многом превосходили. Ведь им приходилось работать без иллюстраций, подсказок «Википедии», фотомонтажа и инфографики и надеяться только на свой яркий слог и полное раскрытие материала. А в этом они были ох как сильны…
От «Вестника» до «Правды»
Для начала отметим, что до 1923 года газеты Бурятии таковыми все-таки не являлись. В этом мы убедились, просмотрев издание под названием «Красный бурят-монгол». По сути, это обычный информационный вестник, плотно забитый указами, приказами и распоряжениями. Верстка простейшая, без фотографий и пояснений. Все просто и сурово. Первый номер газеты «Красный бурят-монгол» вышел в январе 1922 года в Иркутске. Стоит заметить, что вышедшая в сентябре 1923 года газета «Бурят-Монгольская правда» сообщила своим читателям, что произошла она именно от «Красного бурят-монгола».
Впрочем, это факт спорный. Согласно другим источникам, основы «Бурят-Монгольской правды» были заложены в июне 1918 года, когда в свет вышел «Вестник Советов Прибайкалья». То есть именно сейчас отмечается 100 лет со дня выхода первой бурятской газеты. Это обстоятельство стало еще одним поводом заглянуть в газетные архивы.
По деревням и улусам
«Бурят-Монгольская правда» являлась уже настоящей газетой. В ней было четкое разделение на темы и рубрики, были иллюстрации, реклама и инфографика. Интересно, что, в отличие от современных республиканских еженедельников, в газете 20-х годов немало места уделялось мировым и российским новостям. Однако большая часть публикаций все-таки касалась Бурятии и Верхнеудинска.
Одна из страниц выходила под названием «По деревням и улусам». Новости шли со всех краев Бурятии. Такое обилие информации говорит о том, что «Бурят-Монгольской правде» удалось наладить широкую сеть сельских корреспондентов (селькоров).
Новости были разноплановыми: открытие краеведческого музея в городе Баргузине, появление амбулаторий в деревнях, весенняя посевная, охрана материнства, статьи о пользе Гаргинского курорта и минеральных вод Аршана и Ильинки.
Особое внимание уделялось борьбе со старыми обычаями. Так, селькор из Хоринска с возмущением сообщал о том, как в одном селе некий Дондуков продал богатею свою дочь, а в другой деревне крестьянин по законам «Домостроя» избивал палкой своих домочадцев. Корреспонденты из Тарбагатая информировали о том, что в семейских селах процветает знахарство, мол, «Прасковья Рассадина умеет «хватать худой ветер». Насколько успешно она это делала, не сообщается. Но вот о другом знахаре из села Пестерево селькор рассказывает довольно подробно и злорадно. Как выяснилось, некий бедняк по имени Родион занимался тем, что снимал за деньги порчу и болезни. Однако вскоре сам заболел сифилисом и вылечить себя уже не смог.
Сообщали селькоры 20-х годов и о других проблемах. Например, о завышенных ценах на продукты в отдаленных деревнях. Журналист из села Улюнхан информировал о том, что их деревня оказалась «во власти спекулянтов». «Кто нам поможет?» - вопрошал селькор. Прочитав эту новость, мы вдруг задумались: а кто нам поможет сейчас, в связи с резким повышением цен на бензин?
Много писали в те годы об отсутствии врачебной помощи и ошибках врачей. В качестве ужасного примера был приведен факт недобросовестного отношения к своей работе фельдшера из Хоринского района. В статье «Наблюдающий медик» было сказано о том, что в одну из деревень приехал фельдшер. Когда к нему обратились с просьбой посмотреть болеющих мальчиков, тот лишь отмахнулся, сказав, что дети скоро выздоровеют. «К утру мальчики умерли» - так драматично завершается статья хоринского селькора. К сожалению, ситуация с медицинской помощью до сих пор остается в Бурятии не самой лучшей. СМИ Бурятии то и дело сообщают об ошибках современных врачей…
Отмечали селькоры 20-х годов и то, что в деревнях повально «фальсифицируют» водку, разбавляя спирт водой. Как с возмущением сообщает один из корреспондентов в статье «Водка с начинкой», дошло до того, что в купленной (видимо, им) бутылке водки плавал бормаш. Выяснилось, что торговка разводила спирт водой, взятой прямо из озера. Как видим, за 100 лет изменений почти не произошло – водку по-прежнему подделывают…
В свежем выпуске «Информ Полиса», который выйдет в эту среду, 20 июня, мы расскажем о том, как корреспонденты Верхнеудинска «ходили в разведку», из-за чего негодовали горожане и почему реклама стала «двигателем «Бурят-Монгольской правды».