На прошедших публичных слушаниях по исполнению республиканского бюджета за 2017 год отметили, что на развитие экономики по 6 госпрограммам из бюджета выделено 4 млрд рублей, или 7,6% от общего объема расходов. По сравнению с 2016 годом рост составил 24,6%, в основном по госпрограммам «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» и «Развитие АПК и сельских территорий в Республике Бурятия».
- Государственные программы РБ являются непосредственным механизмом исполнения республиканского бюджета, - отметил зампредседателя комитета Народного Хурала РБ Баян Гуробазаров. - На прошедших в 2017 году публичных слушаниях наш комитет рекомендовал довести исполнение государственных программ до 100% финансирования. В соответствии с этим следует отметить, что в отчетном году процент финансирования госпрограмм существенно вырос по сравнению с предыдущими годами. Так, практически на 100% профинансированы программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли», «Развитие лесного хозяйства РБ», «Информационное общество».
Однако, как заметил зампредседателя комитета, по отдельным госпрограммам по-прежнему отмечается недофинансирование. Так, программы «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства» и «Развитие имущественных и земельных отношений» исполнены на 91%, а программа «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов РБ» исполнены лишь на 86% (это самый низкий уровень исполнения среди всех госпрограмм).
- Данная программа ежегодно недофинансируется с 2014 года. Руководству минстроя следует усилить работу в этом направлении, - отметил Баян Гуробазаров. - Оценивая исполнение программ экономического блока в динамике за прошедшие три года, можно сделать вывод, что их недофинансирование происходит ежегодно. При этом хочу обратить внимание, что исполнение всех других государственных программ характеризуется значительно большим финансированием – на уровне от 95% и выше.
По мнению членов комитета, такая бюджетная политика не в полной мере соответствует целям долгосрочного развития экономики республики.
- Сбалансированная бюджетная политика в краткосрочном периоде должна обеспечивать исполнение стратегических целей и проектов в экономической сфере. Программы и проекты по развитию региональной экономики не должны финансироваться по остаточному принципу, - считают в комитете.
- Сегодня бюджета развития республики как такового не существует. Поэтому необходимо именно сейчас закладывать основы для будущего развития экономики и увеличения налогооблагаемой базы. Комитет предлагает формировать ежегодный бюджет развития в размере не менее 5% от объема собственных доходов республиканского бюджета, примерно 1,2 млрд рублей, - сказал на публичных слушаниях Баян Гуробазаров. - Нужно быть реалистами и понимать, что в сегодняшней обстановке возможности будущего увеличения доходной части республиканского бюджета напрямую обусловлены тем, насколько правильно и своевременно заложить основы и создать условия для будущего роста экономики. А потенциал нашей экономики в первую очередь связан с наличием природных ресурсов – минерально-сырьевых и рекреационных.
Члены комитета считают, что нужно начинать активное введение в экономический оборот месторождений полезных ископаемых, и для этого вести последовательную работу с потенциальными инвесторами.
- Сегодня бизнес идет инвестировать туда, где он видит отдачу. В этой связи необходимо разработать и реализовать «дорожную карту» по освоению каждого перспективного месторождения, четко уяснив пожелания инвесторов, определив источники финансирования, последовательность мероприятий по созданию необходимой инфраструктуры, проведения геологоразведочных работ, привлечению инвесторов. Это прямая обязанность фонда регионального развития совместно с минприроды и минэкономики, - озвучил позицию комитета на публичных слушаниях Баян Гуробазаров.