Говоря о тех, кто смог заглянуть в будущее и предсказать его, люди чаще всего вспоминают Вангу, Нострадамуса и Мессинга. И даже в Бурятии не каждый знает о том, что в XIX веке в Баргузинской долине родился удивительный человек — Цэдэн Соодоев, которого по праву можно назвать бурятским «Нострадамусом».
Жизнь Цэдэна Соодоева, которого знали в миру под именем Соодой-лама, настолько поразительна, что нам непременно захотелось побывать в том месте, где ясновидец ушел в нирвану.
Небольшой деревянный домик, где провел последние дни своей жизни лама Соодой, находится на границе Баргузинского и Курумканского районов, неподалеку от подножия священной горы Бархан-Уула, в местности Куйтуны. Именно здесь, как рассказывают местные, в начале прошлого века великий лама достиг просветления и обратился в яркую вспышку света. Сейчас дом Соодой-ламы стал местной достопримечательностью, там установлен трехметровый субурган.
О некоторых интересных фактах из жизни Цэдэна Соодоева, обладавшего ясновидением и другими удивительными способностями, нам рассказала местный экскурсовод и знаток бурятских обычаев Надежда Бадмаева.
— Соодой-лама обладал даром видеть будущее. Еще в начале прошлого века он предупредил о грядущей революции и гражданской войне, сообщил, что в сороковых годах разразится страшная война — «будет море крови, и многие не вернутся обратно», — рассказывает Надежда Феликсовна.
Чтобы избежать гибели, перед тем как отправиться на фронт, нужно было поклониться в трех святых местах Баргузинской долины.
— Те, кто послушался и сделал это, вернулись обратно, хоть и с ранениями. А те, кто пренебрег, погибли, — рассказала экскурсовод.
Часть предсказаний бурятского «Нострадамуса» относится к более позднему периоду. Он, например, предсказал полет человека в космос («в год белой Мыши (1961 год) в небо взлетит белый дракон»), увидел строительство БАМа. В одном из его пророчеств говорилось, что «сквозь горы проползет железная змея». Немало предсказаний относится к лихим 90‑м. Соодой-лама предупреждал о том, что наступит время, «когда будут деньги, но на них ничего не купишь. А потом магазины будут ломиться от товара, но людям не на что будет его купить».
— Само рождение Соодой-ламы было необыкновенным. Он появился на свет у престарелых родителей. Перед его рождением во дворе расцвел невиданный цветок, которого никогда не было в Баргузине. Родители пригласили ламу, который определил, что это лотос. Удивленный лама предупредил: в этой юрте родится великий человек. Так и получилось, — рассказывает Надежда Бадмаева. — Соодой-лама не только видел будущее, но и мог проходить сквозь стены, взлетать и ходить по воде, оставаться сухим при дожде. И он был очень простым человеком, который всегда был готов помочь советом. С особым трепетом он относился к бедным людям, всегда останавливаясь только у них. А богачам рекомендовал всегда помогать беднякам.
То, что Соодой-лама был действительно уникальным человеком, в способностях которого не сомневались официальные власти, подтверждает факт, что пророка пригласили на коронацию Николая II.
— Соодой-лама оказался единственным человеком, который угадал, из какой двери тронного зала выйдет царь, и повернулся туда лицом. Все остальные смотрели на другую дверь. И еще, при коронации наш лама был единственным человеком, которому из-за его высокого статуса разрешили находиться в головном уборе, — рассказала Надежда Феликсовна.
Соодой-лама много путешествовал. Был на Цейлоне, в Непале, Бутане, Бирме, Японии, Индии. Там, согласно одной из легенд, бурятскому ламе даже пришлось вступить в магический поединок с индийским йогом, из которого Цэдэн Соодоев вышел победителем.
Перед Октябрьской революцией Соодой-лама, вернувшийся в Баргузинскую долину, посчитал, что достиг просветления. Весной 1916 года 71‑летний лама провел очень редкий буддийский обряд — «превращение тела в радугу». По легенде, его уходу в нирвану предшествовала яркая вспышка света. Место ухода Соодой- ламы стало одной из буддийских святынь Баргузина.