На днях в реставрационно-хранительском центре «Старая деревня» в петербургском Эрмитаже «поселились» предметы буддийского искусства. В их числе – каменные и бронзовые скульптуры из Индии, Юго-Восточной Азии, Тибета, Китая и Монголии, созданные в XI-середине XIX века. По словам директора музея Михаила Пиотровского, основная коллекция буддийского искусства представлена в Зимнем дворце.
- Эта экспозиция станет ещё одним дополнением. Открытое хранение сопровождает замечательная мандала, специально созданная бурятскими ламами. У нас уже была мандала на выставке в Зимнем дворце, потом она была рассеяна, – рассказал он на открытии выставки.
В буддийской практике мандала считается моделью Вселенной. На это указывают и её форма, и богатство красок. Та, что представлена в Эрмитаже, посвящена одному из главных божеств тибетского пантеона – бодхисаттве милосердия Авалокитешваре. Он может иметь тысячу рук, чтобы помогать всем страждущим, однако проявляет не только милостивое настроение – иногда и гневное, отмечает «Фонтанка». Через какое-то время песочную мандалу разрушат. Но это тоже часть традиции, цель которой – показать иллюзорность мира. Кстати, ламы из Бурятии, построившие модель Вселенной «в миниатюре», приехали в северную столицу по приглашению Санкт-Петербургского дацана «Гунзэчойнэй».
За каждой из скульптур, представленных на выставке в Эрмитаже – свой религиозный сюжет, зачастую, на непосвящённый взгляд, весьма брутальный. Так, например, в центральной витрине – богиня Палдэн Лхамо, окружённая двумя спутницами. Это гневное женское божество является формой богини Сарасвати, защитницей самого Учения и каждого буддиста в отдельности. На бронзовой статуэтке легко различима человеческая голова, свисающая вниз со спины мула, на котором едет Лхамо.
- Она была замужем за царём Ланки – ярым врагом буддизма. У них был сын, – рассказала «Фонтанке» хранитель отдела Востока государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук Юлия Елихина. – И поскольку он следовал традиции отца и всячески способствовал уничтожению буддизма, Лхамо убила собственного сына, вытащила из него всю плоть, положила «шкуру» на мула и убежала с Ланки. И стала потом буддийской монахиней. Гневные божества на самом деле не злые, просто с ними связаны сложные практики. Но они всё равно помогают человеку.
Ещё один неожиданный и в некотором роде пугающий экспонат – божество с несколькими черепами на голове.
- Это Махакала Брахманрупа. Он трубит в рог из человеческой берцовой кости, – пояснила изданию Юлия Елихина. – Дело в том, что многие практики выполняются на кладбищах – местах сакральных, где могут находиться и добрые духи, и злые. И чтобы усмирить последних, это божество разгоняет их звуком. Буддийские монахи начинали свои практики с традиции умирания, они должны были представить себе, как уйдут из этого мира. Психологически это очень тяжело – когда молодые мальчики, здоровые, полные сил, начинают думать о смерти. Так что это делают только под руководством учителя. Это подчёркивает иллюзорность мира, его «пустотность», которые являются основными буддистскими понятиями.
В боковой витрине представлена другая неожиданная сцена – с танцующими скелетами.
- Мужчина и женщина занимались медитацией и покинули свои тела, а когда вернулись, от них ничего не осталось, – отметила хранитель отдела Востока. – Есть разные версии легенд. Согласной одной, их съели дикие звери, по другой, тела были уничтожены специально. И эта пара вернулась к своим скелетам. Поскольку сознание у них сохранилось, они стали хранителями кладбищ. Изображаются как два скелета и очень часто участвуют в празднике Цам.
Один из наиболее экспонатов выглядит вполне традиционно. Это скульптура Будды Шакьямуни XI века из Индии. Юлия Елихина называет её «предметом мирового уровня, принадлежащим к высокому буддийскому искусству».
«Фонтанка» отмечает: бронзовые изваяния появлялись на свет путём литья, причём внутри они полые. Это техника, в которой не умеют работать и многие современные скульпторы – по их же собственным признаниям. Восковую модель покрывали глиной, потом в форме делали отверстие, вращали её и заливали сплавом металлов. Сплав вытеснял воск, форму разбивали – и получалась скульптура, причём в единственном экземпляре. Затем работу в некотором роде «освящали», зачитывая и закладывая внутрь ритуальные тексты. Выставка буддийского искусства «поселилась» в Эрмитаже на постоянной основе. Периодически она будет обновляться.