С момента официального объявления о грядущем повышении пенсионного возраста в России прошла неделя. Реформу власти хотят начать уже в следующем году. Предполагается, что женщины будут уходить на заслуженный отдых с 63-х, а мужчины – с 65-ти лет вместо 55-ти и 60-ти соответственно. Правительство страны уже внесло соответствующий законопроект в нижнюю палату российского парламента. Пока поддерживать инициативу отказались оппозиционные фракции Госдумы. А вот некоторые представители парламентского большинства уверены: в ходе обсуждений всё ещё может сильно измениться.
По этому поводу уже высказывались многие федеральные и региональные эксперты. Так, например, бывший министр экономики Бурятии, а ныне – член республиканской Общественной палаты Татьяна Думнова – назвала повышение пенсионного возраста несвоевременной мерой. По её мнению, прежде необходимо добиться увеличения средней продолжительности жизни россиян, провести комплекс подготовительных мероприятий и реформ на рынке труда, в социальной сфере, здравоохранении и образовании. А ещё – дать пожилым людям возможности для переобучения, дополнительной подготовки и повышения квалификации.
Исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Бурятии Сергей Соляник, который 25 лет возглавлял Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение, уверен: этот вопрос назрел давно, но перед тем, как проводить какие-либо реформы, стоит пересмотреть принципы работы пенсионного фонда России (далее – ПФР).
- Ни для кого не секрет, что количество людей пенсионного возраста с каждым годом увеличивается. И уже давно практически во всём мире женщины и мужчины уходят на пенсию после 60 лет, – рассказал он ИА «Regnum». – С другой стороны, все эти «пенсионные манёвры» население воспринимает негативно, потому что оно устало от изменений, которые не идут на улучшение ситуации, а только всё портят. Я имею в виду в том числе неквалифицированный менеджмент ПФР, которому всё время не хватает средств.
По словам Сергея Соляника, он знаком с работой пенсионных фондов Швеции, Норвегии, Австралии и Японии.
- И я завидую их работе. Например, в Швеции по своим суммарным накоплениям пенсионный фонд равносилен российскому, хотя население там несопоставимо меньше. Кроме того, он успешно работает на международном рынке ценных бумаг («голубые фишки» – прим. ИА «Regnum»). Чтобы безболезненно повысить пенсионный возраст, нужно для начала искоренить непрофессиональный менеджмент ПФФ. Приведу в качестве примера японский пенсионный фонд, который является одним из крупнейших инвесторов «длинных» денег», – отметил исполнительный директор республиканского Союза промышленников и предпринимателей
Сам Сергей Соляник на пенсии уже второй год, однако её размером, по собственному же признанию, недоволен.
- Я работал гендиректором крупного предприятия и отчисления в ПФ были внушительными. А в результате получил пенсию в 19 тысяч рублей. На эти деньги сегодня сложно прожить. Если в деревнях на наши пенсии ещё можно протянуть на подсобном хозяйстве, то в городах с опережающим ростом цен на ЖКХ это нереально. Поэтому, с одной стороны, люди протестуют против увеличения пенсионного возраста, но, с другой, пенсионеры держатся за свои рабочие места изо всех сил – не потому, что любят свою работу, а потому, что боятся остаться один на один с этой мизерной пенсией, – пояснил экс-директор «Приборки».
Соляник подчеркнул: если планку всё-таки поднимут, россияне после достижения определённого возраста будут изо всех сил держаться за свою работу. В итоге пострадает молодёжь.
- Уровень безработицы среди людей до 35 лет уже составляет 30%. И этот нарыв будет только нарастать и превращаться в нарыв социальный. Потому что никакого решения этой проблемы правительство Дмитрия Медведева сегодня не предлагает, – резюмировал он.
Напомним, грядущие изменения не затронут только тех, кто работает на вредных производствах – шахтёров, металлургов и так далее, а также женщин,родивших пять и более детей. Для них срок выхода на пенсию не изменится. Другие льготные категории смогут сделать это досрочно, как и раньше. Но пенсионный возраст для них тоже вырастет – пропорционально общему повышению. Например, если у мужчины, работающего на Крайнем Севере, было право уйти на отдых в 55 лет, то теперь этот ценз постепенно передвинется к 60 годам.