Накануне «Аргументы и Факты» опубликовали статью, посвящённую сибирскому экотуризму. Федеральные журналисты сделали подборку самых необычных мест и маршрутов для путешествий по Сибирскому федеральному округу. В неё попали пресноводное озеро Ая, которое называют одним из «семи чудес» Алтайского края, природный парк «Ергаки» и заказник «Больше-Касский» в Красноярском крае, национальный парк «Алханай» в Агинском бурятском округе, Шорский нацпарк в Кемеровской области… А ещё – «Бердские скалы», «Барсуковская пещера» и «Беловский водопад» в Новосибирской.
Издание не оставило без внимания и Меркитскую крепость, расположенную в Бурятии – на северо-западном краю Тугнуйской долины, недалеко от границы Мухоршибирского, Тарбагатайского и Селенгинского районов. «АиФ» отмечает: туристы отправляются туда вначале мая, чтобы застать цветение абрикосов в реликтовой роще Чингисхана – занесённой, кстати, в Красную книгу. Растение, которое местные жители ещё называют «дэбэнским орехом», автор статьи сравнивает с японской сакурой.
- Есть повод погордиться – у нас тоже есть своя сакура! Но это не единственная достопримечательность данного места. Оно отлично подойдёт для людей, которые устали от городской суеты, хотят насладиться прекрасными видами гор и неба и ощутить на себе всю природную прелесть, – отмечают «Аргументы и факты». – На пути встречается множество пещер, в которых жили меркиты. Зайдя в них, можно почувствовать некую атмосферу прошлого.
Рассказало издание и о кое-каких местных традициях.
- Туристы, проходя по каменистой тропе, должны взять с собой камешек, отыскать самое подходящее, на их взгляд, место и разместить его там. Чем больше камень, тем крепче будет здоровье. А ещё есть «Дерево здоровья». Легенда гласит: кто дотронется до него, забудет о своих болезнях, – пишет «АиФ». – Лесные тропы имеют очень необычный вид: будет казаться, что вы покоряете какое-то волшебное место с насыщенным и чистым воздухом. Вокруг прекрасные деревья, чистое небо над головой, разнообразные камни и склоны. Рядом с крепостью находится Тугнуйская долина. Эти виды не могут не восхищать.
Местные власти, кстати, подготовили небольшую инфраструктуру для отдыхающих. После экскурсии можно посидеть у костра, приготовить еду и с комфортом расположиться на привал, чтобы обменяться впечатлениями.
- Каждый побывавший в Меркитской крепости остался под приятными впечатлениями. В это место хочется возвращаться снова и снова, потому что оно дарит море положительных эмоций и заряд бодрости. Человек будто возобновляется и забывает о суете жизни, – подчёркивает издание.
Однако добраться на общественном транспорте до уникального природного памятника невозможно – его там попросту нет. А потому придётся ехать туда либо самостоятельно, на машине (путь от Улан-Удэ до Меркитской крепости занимает час), или же заказать экскурсию в туристических агентствах.
Там же, к слову, находятся знаменитые Тугнуйские столбы. Увы, работа по продвижению уникального туристического бренда пока идёт вяло. Там по большей части бывают лишь неорганизованные группы туристов – естественно, со всеми вытекающими последствиями. Вокруг священной горы немало мусора, место для отдыха почти не оборудовано. «Информ Полис» поднимал эту проблему ещё пять лет назад. Тогда краевед Ольга Сизых рассказала: хотя Меркитская крепость фактически находится на территории Мухоршибирского района, административно она относится к Тарбагатайскому. И сделать что-то без согласия соседей местные активисты просто не могут. А тарбагатайцы двигают свой бренд – старообрядческую культуру.
В итоге ситуация находится в зависшем состоянии. Что, кстати, уже стало причиной сокращения уникальной территории. Там ведутся сельскохозяйственные работы, идёт выпас скота.
- Мы предлагаем ограничить хозяйственную деятельность в местности «Тугнуйские столбы». Вырубка леса, выпас скота, распашка территорий, дикий туризм наносят непоправимый вред уникальному ландшафту Тайхала. И если в ближайшие годы проблема не будет решена, знаменитым Тугнуйским столбам грозит серьезная опасность, если не полное уничтожение, – поделилась своими опасениями краевед.