Жители Бурятии бьют тревогу: никто не убирает с берегов Байкала трупы байкальских тюленей, которых становится все больше. Эту нелицеприятную картину наблюдают и туристы, которые съезжаются на священное озеро со всего мира. В итоге туши эндемиков приходится убирать местным жителям. Вместе с сельчанами мы задались вечными вопросами: кто виноват и что делать?
Гибель продолжается
Гремячинск по праву считается одним из самых популярных байкальских курортов. Красивые виды, мелкий песок и небольшая удаленность от Улан-Удэ делают поселок очень привлекательным для туристов и жителей республики. И именно здесь, на территории всего пляжа сельчане все чаще находят трупы байкальских тюленей.
- Местные говорят, что только в районе Каткова выбросило 20 нерп, - рассказывает Владимир Фёдорович Белоголовов, менеджер общественной организации «Бурятское региональное объединение по Байкалу».
Совместно с Владимиром Фёдоровичем мы выехали в Прибайкальский район, чтобы своими глазами увидеть масштаб проблемы. И действительно, в районе села Безымянка на протяжении одного километра берега мы нашли четырех погибших, уже практически разложившихся нерп.
Местные жители утверждают, что от Гремячинска до Каткова (протяженность около 100 километров) в этом году было обнаружено ими и утилизировано разными способами более 100 нерп.
По сведениям жителей Безымянки и Горячинска, факты гибели нерпы были зафиксированы и на других побережьях Байкала. Гибель животных продолжается и сейчас. Трудно представить себе общее число погибших особей.
Могут прийти медведи
Сельчане крайне недовольны ситуацией и жалуются, что никому нет дела до уборки трупов животных с берега Байкала.
- На протяжении трёх-четырёх километров вдоль посёлка по берегу около 15 туш погибших нерп, - говорит житель Безымянки Владимир Афанасьев. - Часть разложилась уже, другую часть птицы клюют, лисы едят. Есть опасность, что и медведи могут выйти. И теперь всё это минимум месяца полтора будет гнить. Запах ужасный стоит. Сплошная антисанитария. А сейчас как раз начинается пляжный сезон.
Неравнодушные люди сами закапывают гниющих нерп, другие обходят «пляжное кладбище» стороной.
- Даже если её убираешь, земля всё равно пропитывается и пахнет очень долго, - жалуется житель Горячинска Алексей. - Нужно вывозить! А кто будет этим заниматься – неизвестно. Надо кого-то призывать к ответу.
Нет специалистов
Возможными причинами гибели нерпы Владимир Белоголовов считает инфекцию и метановую интоксикацию. Последняя версия, по мнению Владимира Фёдоровича, самая вероятная.
- Версия, что под воздействием масштабной дестабилизации залежей газогидратов под региональным влиянием изменения глобального климата, осталась не проверенной, - пояснил Белоголовов. - Она объясняет результат гибели – асфиксию с остановкой сердца. Однако такое случается редко, только в экстремальные фазы. Но в Бурятии нет токсикоголов – специалистов по изучению поражения вредными веществами, поэтому изучить эту версию не получается.
Ранее специалисты Байкальского управления Росприроднадзора не нашли каких-либо причин массовой гибели нерпы и назвали смерть животных «естественным природным процессом». Никаких повреждений у них не обнаружили.
Кто крайний?
Депутат районного Совета по Туркинскому избирательному округу Татьяна Тивикова возмущена ситуацией не менее, так как сама является жительницей Горячинска.
- В администрацию постоянно звонят возмущённые жители и просят убрать трупы животных, - рассказывает Тивикова. - А глава администрации говорит, что не должен убирать территорию, принадлежащую Лесному фонду.
Вместе с жителями мы попробовали найти в этой истории «крайнего» - то есть тех, кто должен убирать с побережья туши эндемиков. Однако это оказалось не так просто.
Получается, что участок берега Байкала, не входящий в территорию Горячинска, принадлежит Лесному фонду. Соответственно, уборку данной территории должен производить лесхоз, которому выделяются специальные средства на очистку от захламленности, куда входит в основном древесный материал.
- Когда нам стали выделять средства на благоустройство берега Байкала, мы стали убирать весь мусор, в том числе и тот, который оставляют туристы, - рассказывает Татьяна Тивикова. - Но Минприроды показало инструкцию по проведению работ по благоустройству, где не написано, что нужно вывозить мусор с берега. Поэтому в Минприроды посчитали, что средства, выделенные на благоустройство территории, уходят не по назначению. А сейчас некоторые люди приезжают на своих машинах, загружают нерпу, вывозят в карьер и сжигают. Почему мы должны заниматься этим сами? Нет людей для этого, территория к посёлку не относится, да ещё и сжигать нельзя!
В пресс-службе лесхоза пояснили, что за уборку разлагающихся туш животных отвечает Роспотребнадзор. В этом ведомстве нам, в свою очередь, сказали, что это не в их компетенции.
В Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуре сообщили, что по данному факту в их адрес было направлено письмо из Россельхознадзора, в котором сообщается, что на 5 июня 2018 года в районе около 500 метров от села Катково было обнаружено 13 туш нерп, замытых в ил, которых не представляется возможным извлечь из-за обрывистого берега.
- Управление ветеринарии выдало предписание главе Прибайкальского района об изъятии и уничтожении биологических отходов на берегу озера Байкал, - сообщает помощник природоохранного прокурора Ирина Алиева.
«Не в нашей компетенции»
Активный общественник Владимир Белоголовов предлагает Роспотребнадзору провести диагноз продолжающейся массовой гибели нерпы с привлечением токсиколога:
- С учётом поставленного диагноза по гибели нерп Госрыбцентру Бурятии необходимо предоставить рекомендации по безопасным и эффективным методам утилизации погибших нерп. А правительству республики срочным образом необходимо определить субъекты полномочий и источники финансирования по утилизации погибших нерп.
В Госрыбцентре же нам пояснили, что соответствующие рекомендации давать не в их компетенции и со всеми вопросами нужно обращаться к ветеринарам.