Дом
2497

«Самые тяжёлые времена мы пережили. А значит, ещё поживём!»

Журналист «Информ Полиса» побывал в доме для престарелых и узнал истории из жизни одиноких стариков

Фото: А. Алексеев

Перед тем как посетить дом-интернат для престарелых, я представлял грустную картину, как одинокие дедушки и бабушки доживают в нём свой век. 

Однако, побывав в его стенах, пообщавшись с директором и жителями дома-интерната, отношение поменялось. Нельзя сказать, что там кипит жизнь. Но радует, что на лицах многих стариков улыбка, несмотря на одиночество, настигшее их в эти годы. Одни смотрят телевизор, другие выращивают цветы и поют в хоре. И у каждого из жителей дома-интерната  своя непростая история жизни. 

Чёрствые дети

Дом-интернат для престарелых находится в Новой Бряни. Здесь живут пенсионеры не только Заиграева, но и других районов Бурятии. 

- Рацион питания составляется согласно потребностям пожилых. Пенсионеры обязательно получают все необходимые витамины, жиры, белки и углеводы, - говорит директор Екатерина Петровна Матвеева. - Конечно, угодить всем сразу невозможно, но мы стараемся разнообразить меню. 

Хоть постояльцам дома-интерната далеко за 60, они занимаются спортом. 

- Просят организовать площадку для занятия волейболом, но места мало, поэтому мы задумались над освоением технологии японского волейбола, - говорит Екатерина Петровна. 

При заселении будущему жителю дома-интерната подбирают соседа по комнате – человека, с которым есть общие интересы. Ведь в таком возрасте нередко бывает трудно подобрать подходящую по интересам компанию. Кроме того, есть различные кружки, занятия, которые позволяют старикам не скучать. В год бывает около 20 различных мероприятий и концертов, на которые приезжают выступать детские коллективы. 

А вот с визитами родственников возникают проблемы. 

- Больше чем у половины живущих в нашем доме-интернате есть дети, но они не общаются со своими родителями, - рассказывает Екатерина Матвеева. – Мы пытаемся наладить родственные связи: находим детей, родственников, но поддерживать отношения соглашается далеко не каждый. Либо люди слишком чёрствые, либо родители в своё время чем-то им не угодили. Но всё же есть и такие старики, которые сами ездят в гости к родственникам, некоторых часто навещают родные. У многих уже угасает внутренний жизненный огонёк. Ведь все старики были кем-то обижены или потеряли всех своих родных людей. Наша задача – постараться сделать так, чтобы, несмотря ни на что, жизненный огонёк жителей нашего интерната как можно дольше не угасал. 

Обманула сестра

Любовь Иовна Калашникова родилась в 1931 году в селе Менза Забайкальского края. В семье было пятеро детей. Отец был служащим, а мать болела и поэтому нигде не работала. После смерти отца в 1938 году жить стало очень плохо. И тогда мать погнала коров на мясокомбинат в Улан-Удэ. А дорога была дальняя. В итоге женщина получила травму ноги и осталась на лечение в Улан-Удэ. 

- Началась война. Брат младший умер от голода, потому что есть нам было нечего, - рассказывает Любовь Иовна. – Два старших брата служили в это время, но на самой войне не были. Я осталась с младшей сестрой. И чтобы хоть как-то прокормиться, пошла работать нянькой. А уже в 45 году меня взяли почтальоном работать за 200 граммов хлеба. 

До сих пор Любовь Иовна не может забыть, как в военные годы ей приходилось разносить «похоронки»

Со слезами на глазах Любовь Иовна вспоминает случай, когда ей пришлось вручать похоронку: 

- Подхожу я к дому, стучу в окошко и думаю: «Как же я отдавать-то буду? Это же мужа убили!». Из ограды вышла женщина, и я отдала ей похоронку. До сих пор помню, как она закричала! Трое ребятишек выбежали, в юбку ей вцепились. Страшно было. 

После войны Любовь Иовна работала в колхозе, потом устроилась на работу в дорожное управление, где проработала 36 лет. От первого мужа родился единственный сын. Второй муж умер в 2000 году, после чего женщина вместе с сестрой купила квартиру в Заиграеве. 

- Сестра меня обманула, - рассказывает Любовь Иовна. – Она продала квартиру и уехала в Башкирию к дочери. А я осталась на улице. И тогда я оформила документы и переехала жить в дом престарелых. Это было в 2005 году. 

Любовь Иовну навещал сын, но два года назад его не стало. Есть 34-летний внук, но, по словам бабушки, он к ней не приходит. 

- А здесь мне нравится, - признаётся Любовь Иовна. – И в бане здесь помоемся, и отдохнём, и на прогулку сходим. А что ещё нужно в моём возрасте? У меня никого нету, никто меня не навещает. Хорошо, что есть такое место, как этот дом, где нас принять могут. 

Неунывающий моряк

Денис Тархович Заиграев живёт в доме-интернате с 2006 года. Родился он в Новой Бряни в 1931 году и всю жизнь прожил здесь. Служил в ВМФ, где, кроме службы, был ответственным за эксплуатацию паровых и водонагревательтых котлов. После этого работал в Бурятэнерго. В одиночестве мужчина остался после смерти жены в 2005 году. 

- А куда мне ещё идти в моём возрасте? – говорит Денис Тархович. – Сын живёт на Украине, приезжал в гости четыре года назад, забрать меня к себе хотел, но я отказался - не хочу родину покидать. 

Почётный работник «БурятЭнерго» Денис Тархович один из самых неунывающих жителей дома-интерната

Кроме сына, у Дениса Тарховича была дочь, которой, к сожалению, нет в живых. От неё есть внук и внучка. После смерти своей матери они жили с дедушкой, а сейчас окончили институт и живут в Иркутске. С ними, как и с сыном, Денис Тархович поддерживает связь по телефону. 

- Хорошо, что имеется такой дом, - рассказывает Денис Тархович о доме-интернате. – Персонал здесь хороший. И убраться помогут, и на крыльцо подняться, и до кровати доведут, если плохо. 

На здоровье бывалый моряк жалуется только во время перемены погоды, а в остальное время чувствует себя бодро и старается всё делать сам. 

- Моряки сами за собой ухаживают, - с улыбкой говорит Денис Тархович. 

«Не хочу быть обузой»

Анна Агеевна Черепанова родилась в 1945 году в Новой Бряни. В прошлом – сотрудник психоневрологического диспансера в Мухоршибири. 

Муж погиб в 1996 году, а единственный сын живёт в Ростовской области. Он приезжал в гости. Но случилось несчастье – Анна Агеевна получила травму ноги, в результате чего оказалась в инвалидном кресле. Не желая быть никому обузой, она оформила документы и стала жить в доме-интернате. 

- Дома со своей травмой я была бы в замкнутом круге, - говорит Анна Агеевна. – А здесь я общаюсь с людьми, с которыми у нас общие интересы. Конечно же, это не дом, но здесь уютно, со своей травмой я получаю здесь соответствующий уход. 

Анна Агеевна фотографироваться не захотела, зато показала нам свои работы

Пенсионерка активно занимается прикладным искусством – вышивает, плетёт из бисера, мастерит различные поделки. 

Друг за друга

Лидия Алексеевна Плотникова родилась в 1952 году в Кирове, больше 30 лет назад переехала в Улан-Удэ, где работала в детском саду. Протрудившись 11 лет, получила инвалидность и работу продолжать не смогла. Замужем она не была. После смерти сестры оформилась в дом-интернат, где живёт уже девять лет.

Лидия Алексеевна живёт в доме-интернате уже девять лет

А восемь лет назад сюда приехал Владимир Дмитриевич Малыгин, который стал для неё душевным другом. 

- С Владимиром Дмитриевичем мы три года сажали цветы под окном и ухаживали за ними, а сейчас ноги у меня болят, - рассказывает Лидия Алексеевна. – Сейчас выращиваем цветы на подоконниках. Вечерами играем в шашки. 

Уже семь лет подряд Лидия Алексеевна и Владимир Дмитриевич подбадривают и поддерживают друг друга

Владимир Дмитриевич Малыгин родился в 1939 году в Баргузинском районе. Всю жизнь трудился в колхозе, а потом получил инвалидность. О своих детях рассказывает с дрожью в голосе: 

- Сын у меня в Москве, а дочь в Нижнеангарске. Говорят, что дочь искала меня на моей родине, но не нашла. А зачем я им всем нужен? Сейчас я им только мешать буду. 

Лидия Алексеевна вспоминает те дни, когда Владимир Алексеевич переехал в интернат: 

- Он полностью разочарованный был, унылый. Но мы быстро подружились. И вот уже семь лет подряд всегда вместе пьём чай, вместе гуляем, поём в хоре. Мы здесь друг за друга. Присматриваем друг за другом. 

Владимиру Дмитриевичу купили гармонь, на которой он часто играет

Дружные пенсионеры поют в хоре ветеранов, очень хотят выезжать с концертами, но пока выступают только на сцене сельского ДК, да иногда на районных мероприятиях. 

Лидия Алексеевна говорит, что чувствует себя в доме-интернате, как дома: 

- Здесь хороший, обходительный персонал. Когда сюда приехала, меня даже домой не тянуло. Как будто здесь мой дом. Спокойно себя чувствую в этих стенах. 

Хочется жить

Лазарь Анникеевич Медведев –  один из самых старших жителей дома-интерната. В этом году ему исполняется 90 лет. Родился он в Тарбагатайском районе. Детей у Лазаря Анникеевича нет. 

- Моя жена не могла иметь детей по состоянию здоровья, - рассказывает Лазарь Анникеевич. – Она умерла и я один остался. Такая судьба у меня. 

Лазарь Анникеевич показал нам старые фотографии, и сразу вспомнил свою молодость

Но Лазарь Анникеевич не унывает. С улыбкой, посмеиваясь, он вспоминает, как в молодости был заведующим хлебопекарней, работал в суде и был депутатом районного Совета. Каждый год в мае приезжают родственники из Тарбагатайского района и увозят его на малую родину. 

Поделился Лазарь Анникеевич секретом долголетия: 

- Всё от характера зависит. Злые люди мало живут, а хорошие долго. А ещё никогда в жизни я не брал в рот сигареты и ел мало жирной пищи. 

На прощание Лазарь Анникеевич обнял меня, пожал руку и сказал: 

- Самые тяжёлые времена мы пережили. А значит, ещё поживём! Что поделаешь, жить-то хочется.

Автор: Информ Полис, Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях