Мэрия Улан-Батора придумала и организовала грандиозное мероприятие, которое может стать еще одним культурным и туристическим брендом Монголии. Фестиваль «Мунхэ Тэнгэр» («Вечное небо») собрал больше 200 гостей из регионов России и Китая, где проживают монгольские народы. И это не считая туристов со всего мира, которые летом наводняют Монголию.
С 6 по 8 июля главная площадь Улан-Батора расцвела от обилия ярких народных костюмов участников фестиваля. Им поставили отдельные юрты, где каждый народ мог представить уникальность своей культуры. Больше всего было юрт от российских народов: бурятская, тувинская и якутская. Китайские монголы показывали свое искусство в юртах Синьцзян Уйгурского автономного округа и автономного района Внутренняя Монголия. Отсюда приехала музыкальная группа «Найр», в которой поет шэнэхэнская бурятка Долгорма. Она за дни фестиваля исполнила несколько популярных бурятских песен. К сожалению, фестиваль «Мунхэ Тэнгэри» совпал по датам с общебурятским фестивалем «Алтаргана». Поэтому Бурятию представила одна певица из Селенгинского района Инна Амарзая. Кстати, Селенгинский район был приглашен отдельной делегацией, и ее украшала «Мисс монгольских наций» Арюна Бубеева. Она выступила в шоу «Монгольские костюмы».
Ученые и журналисты
Остальные участники из нашей республики были приглашены на международную научно-практическую конференцию «Монгольская традиционная культура – устойчивое развитие». Эта конференция предваряла открытие фестиваля и прошла в зале заседаний Министерства иностранных дел Монголии. Оно тоже вошло в число организаторов данного фестиваля. С докладами и презентациями от Бурятии на этой конференции выступили директор радиостанции «Буряад ФМ» Жанна Дымчикова, сотрудник ИМБИТ Бурятского научного центра Валентина Жалсанова и главный редактор «Информ Полиса» Туяна Зондуева.
- Рабочими языками конференции были заявлены английский и монгольский. Поэтому мы с Жанной Чимитовной выступали на монгольском языке. Для меня это был первый опыт такого выступления. Было волнительно! – делится впечатлениями Туяна Зондуева. – Поскольку я взяла с собой бурятский костюм, то меня пригласили пройти в нем на торжественном параде открытия фестиваля. Неожиданностью стало то, что организаторы поставили меня одну от Бурятии идти сразу за колонной Монголии. За мной шла многочисленная делегация монголов Китая. За ними прошли представители Калмыкии, Горного Алтая, Тувы, Якутии. Как я поняла режиссеров открытия, они сделали упор не на странах, а на представителях народностей. Поэтому каждый из нас выходил на сцену с приветствием на родном языке и каждый вложил свой кусочек в эмблему фестиваля в виде большого пазла.
Единство в разнообразии
Другие организаторы фестиваля - министерство образования, культуры, науки и спорта Монголии и столичное управление по делам культуры и искусства - организовали на второй день фестиваля прием в главной юрте. Мэр Улан-Батора Сундуйн Батболд, приветствуя гостей, сказал, что главная цель фестиваля – развивать культурное сотрудничество монгольских народов.
Действительно, их представители, собранные в одном месте, наглядно убедились, как они едины при всей разнице культур, традиций и обычаев. И если бурятским костюмом в Монголии никого не удивить, то якутские наряды с обилием серебра надолго приковывали к себе внимание. Мы же, в свою очередь, не могли оторвать глаз от национальной одежды монголов Ордоса и Кукунура.
- Я давно мечтала познакомиться с монголами из Кукунура и Синьцзяна, все не получалось найти время съездить к ним. А тут была просто счастлива познакомиться с ними, побеседовать, потрогать руками их украшения, красочные костюмы. Большинство из них были обычные скотоводы, много пенсионеров, которые впервые выехали за границу. И, что важно, мы с ними прекрасно понимали друг друга. Удивил своим профессионализмом коллектив моринхуристов «Жангар» из Синьцзяна, потомкам торгутов всего по 12 - 13 лет. Серия репортажей скоро выйдет у нас на радио «Буряад ФМ», – говорит Жанна Дымчикова. - Я до сих пор под впечатлением от концертов, которые шли каждый вечер на главной площади столицы. Открытие фестиваля транслировалось по ТВ. За три дня мы увидели звезд оперы, лучшие государственные коллективы и этногруппы Монголии. Как органично смотрелись в своих национальных костюмах те же дээд-монголы и монголы Ордоса, которые представили несколько коллекций костюмов начиная со времен гуннов. А сколько людей за эти три дня прошло через площадь, которая стала настоящим музеем и обучающей площадкой.
Новый культурный продукт
Идейный инициатор этого фестиваля – начальник отдела культуры мэрии Улан-Батора. Дамдисурэн - сын известного монгольского композитора Жанцаннорова.
Дамдинсурэн свободно говорит на нескольких языках, в том числе русском, английском и японском. В Японии обучался государственному менеджменту в культуре. Глядя на него, становилось понятно, что в Монголии появились топ-менеджеры высочайшего уровня.
Именно они и могут придумать новый продукт международного туризма и заодно пропагандировать разнообразие видов искусств родственных народов. Для Бурятии этот фестиваль прекрасная возможность показать свой культурный и туристический потенциал. Потому что в следующем году на это мероприятие планируют приглашать не только официальные делегации и деятелей культуры и искусств. Например, в этом фестивале участвовали якутский и алтайский дарханы как хранители и продолжатели культурного наследия. Много интересного найдут для себя бизнесмены из культурной индустрии, поскольку на главной площади страны все три дня работала выставка-ярмарка продуктов культуры. Можно было купить почти все - от каллиграфических свитков и сумок до украшений и одежды. Ученые-исследователи, создатели фильмов и театральных представлений найдут здесь новые темы. Организаторы фестиваля обещали учесть небольшие, но неизбежные для первого раза огрехи. В том числе совпадение по датам с «Алтарганой».