Байкал
1385

«На «Мулен Руж» ходят иностранцы, также и на «Байкал» будут ходить»

Известный экономист Алдар Бадмаев уверен, что туристы в Бурятии «клюнут» только на яркое шоу

Фото: vk.com/theatrebaikal

«Еще в начале нулевых к нам в Бурятию приезжала группа серьезных экспертов из Европы. И задача была их хоть как-то удивить. Как сейчас помню, это было в столовой судостроительного завода со скудным угощением и полным отсутствием сервиса. Но главным украшением, как позже выяснилось, стало выступление нескольких пар танцоров, которые буквально поразили воображение гостей. Собственно, это и повлияло на положительное экспертное решение». С этого воспоминания известного в Бурятии экономиста-эксперта Алдара Бадмаева начинается разговор редактора журнала «Минии Буряад» Норжимы Цыбиковой  о «суперпроектах суперреспублики», который публикует еженедельник «МК в Бурятии»

— Сдается мне, то были артисты «Бадма Сэсэг» — будущего театра песни и танца «Байкал». Впрочем, даже не это самое важное. Важнее понимание — что и для чего? 

— Туризм — это то, что притягивает. Бурятские буузы, ехор, костюмы, семейские, тарбагатайский самогон, в конце концов. Все то, что присуще только Бурятии. И подобных «фишек» более чем достаточно. У нас не только певцы-танцоры. Национальная борьба, hэр-шаалган (разбивание хребтовой кости), который очень быстро обрел популярность и оказался зрелищным мероприятием. Но все это показать туристу почти невозможно. В разгар туристического сезона все артисты, как правило, подрабатывают на свадьбах или юбилеях, а состязания проходят там, куда турист не доберется никогда. Между тем, во всех странах, ориентированных на туриста, все эти привлекательные проекты четко организованы, в прокате по нескольку раз на дню. И турист доволен, и наши люди при стабильном заработке. Кроме того, это стабильный источник поступлений в бюджет республики и увеличение регионального валового продукта. Ведь смысл туристической отрасли в регионе – сделать все, чтобы турист оставил как можно больше денег.  В гостиницах, ресторанах, зрелищных учреждениях. У нас в Улан-Удэ турист, может, и готов задержаться. Но что ему тут делать сейчас?  И для массы гостей Улан-Удэ остается лишь транзитной точкой на карте путешествий, город, в котором смотреть нечего и идти некуда. 

— И кто его должен тут задержать? 

— У нас все для этого есть. И площадки приличные. И потенциал творческий. Посмотрите, ведь на «Мулен Руж» ходят одни иностранцы, там нет французов. Также и на «Байкал» будут ходить. Туристам нужен оригинальный репертуар, яркое шоу. И Дандар Бадлуев правильно поймал генеральное направление — ориентированность на клиента. Он делает такие вещи, которые идут влет, на «ура». То же самое должны делать и остальные коллективы. В смысле оригинального. Зачем им «Кармен» в Улан-Удэ, если это можно сделать в любом городе и в любой стране. А создавать разные труппы и проекты под разного туриста — это ход.  И этот ход поможет раздвинуть рамки туристического сезона. Но отсутствие этого предложения снижает туристический потенциал республики. 

— Это все же вопрос расторопности властей. Что же делать с летом, с Байкалом? 

— Фестивали и шоу надо проводить там, где есть спрос. Иначе это всегда влечет дополнительные затраты. Почему известный кинофестиваль проводится в Каннах? Не в Нанте, не в Бордо. Потому что Канны — это место отдыха элиты. Отдыхающие, как правило, маются от безделья. 

У нас в Горячинске, Аршане, Максимихе, Турке, Энхалуке отдыхающие тоже шатаются в поисках приключений, увеличивая статистику преступности. Причем местные жители норовят напасть на туристов. В этом контексте «Голос кочевников» выглядит с точки зрения идеи не совсем логично. И говорить о нем как о финансово-устойчивом проекте не приходится.  Он проводится на базе коммерческого предприятия, которое в любом случае преследует свои узкие интересы. Это, во-первых. Далеко и вне логистики от основных туристических направлений — во-вторых.  В-третьих, он зависим от бюджета. Не будет денег, не приедут артисты. И чтобы избежать подобных сомнений решать надо в комплексе. Организация турбизнеса — это когда заинтересованы все.  И руководство республики, и туроператоры, и общепит, и земельные собственники, и гостиничный бизнес. 

— А что мешает совместить интересы? 

— Надо садиться и для начала тупо составить календарный план. Определить приоритетные проекты, обсчитать, распределить степень ответственности и причастности. Понять, кому и чем помочь. Это не мероприятия чисто культуры или спорта, минтуризм должен курировать. И бизнес-план не должен быть одноразовым, он должен быть перспективным и с выходом на плюс при долевом участии республиканского бюджета. Почему бы на Байкале не определить место притяжения с точки зрения логистики, наличия очистных и прочего, вложить средства и составить календарь событий на берегу озера Байкал. Ведь львиную долю расходов составляют затраты на техническое оснащение. Но самое важное — должны научиться зарабатывать мы сами. Население Бурятии. Простой пример. Саша Ярко пытается организовать фестиваль сыра в Оймуре. Великолепная идея. Кумыс Зорика Цырендондопова — тарасун. На выбор: элысунский, баянгольский, хилганайский, самогон тот же. В самый разгар туристического сезона организовать. Местный потребитель, иркутяне, иностранцы — вот процесс и движение. 

В настоящее время, видимо, нет верной оценки мероприятий с точки зрения задач, которые стоят перед экономикой республики. Нам необходимо увеличивать валовое региональное производство, и туризм является перспективной отраслью. Нам необходимо пересмотреть отрасль культуры. Мы должны научить людей, образно говоря, ловить рыбу и помочь найти это рыбное место. Идей и точек роста предостаточно. 

От автора 

Между тем суперпроекты суперреспублики на низком старте. «Ночь ехора» при скудости бюджета маниакально продвигает этнопродукт. «Голос кочевника» ждет дальних гостей. Куда предпочтет пойти публика, решит содержимое кошельков. Но если вдруг, не приведи господь, закончатся деньги, мы хотя бы с ехором останемся. Глядишь, пригодится в деле привлечения туриста. Жить-то на что-то надо.

Автор: МК в Бурятии

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях