Алексей Цыденов
5682

Президент России поручил Цыденову и Медведеву заняться многострадальным третьим мостом

Новая переправа через Уду, возможно, будет платной

Фото: kremlin.ru

Перед новогодними праздниками глава государства утвердил перечень поручений по итогам большой пресс-конференции, которая состоялась в Москве 14 декабря. Всего в списке – восемь пунктов, и один из них касается строительства долгожданного третьего моста в столице Бурятии.

- Правительству Российской Федерации совместно с правительством республики Бурятия подготовить и представить предложения по строительству нового мостового перехода через реку Уда в Улан-Удэ, – говорится в документе, опубликованном на сайте Кремля.

Ответственными за выполнение этого поручения назначены премьер-министр страны Дмитрий Медведев и глава Бурятии Алексей Цыденов. Отчитаться перед президентом о проделанной работе они должны до 1 марта.

Два варианта

Кстати, вопрос о новой переправе через Уду журналисты затронули на встрече с руководителем региона, которая состоялось 30 декабря (таймкод 38.18).

Видео с YouTube / телекомпания АТВ

Алексей Цыденов пояснил: когда в городе появится ещё один мост, пока неизвестно, но работа над проектом ведётся. 

- Чётко сказать, когда это будет, мы не можем, – заявил он. – В 2017 году сделан расчёт бизнес-модели, подготовлено техническое решение – количество полос, съезды... Там есть и пересечение с железной дорогой, и развязка с выездом на (посёлок) Лазо, на Третью транспортную (улицу). Непростое инженерное сооружение получается. У нас разработана модель государственно-частного партнёрства. Под неё пока вроде есть деньги «Платона».

Не исключено, что объект будут возводить на средства, собранные с помощью системы взимания платы с большегрузов, тем более в Бурятии уже есть две переправы, построенные благодаря «Платону»: одна находится в Закаменском районе, а вторая – в Кяхтинском. Часть средств – 25 % – вложит инвестор. Правда, в этом случае мост сделают платным: за проезд по нему придётся выложить 26 рублей.

- Вариант достаточно дорогой – пока рассчитаешься с инвестором за участие плюс нужно построить пункты сбора платы, – подчеркнул Алексей Цыденов. – Это уже увеличение капитальных вложений только на стадии строительства. Конечно, лучше построить бесплатный мост, чтобы проезд был свободным. И это дешевле – порядка 5 миллиардов рублей. Если на основе ГЧП – 6 миллиардов 300 миллионов и потом миллиард сверху – в период эксплуатации. По сто миллионов в год в течение десяти лет нужно будет выплачивать из республиканского бюджета. Оба варианта мы направили в Минтранс России, предстоит работа на федеральном уровне. В поручении президента говорится, что правительство должно сделать доклад до марта.

После кабмин будет отчитываться перед президентом ежегодно.

- Это значит, что вопрос находится на контроле. Поэтому будем им заниматься, – заявил глава республики.

Напомним, на пресс-конференции в декабре корреспондент «Тивикома» Юлия Пермякова рассказала Владимиру Путину, что жители бурятской столицы не могут дождаться третьего моста уже несколько лет.

- Сейчас у нас сменился глава региона – Алексей Цыденов, вы знаете. Он тоже большую работу делает, пытается где-то найти эти средства. Понятное дело, мы дотационная республика и не можем ни в бюджете республики, ни в бюджете города найти такие деньги. Сможет  ли федеральный центр как-то профинансировать строительство моста? И если да, то можно какие-то временные рамки обозначить? – поинтересовалась журналист.

Президент пообещал разобраться в ситуации.

- Объекты такого рода всегда  строятся с участием федерального центра, из федерального бюджета. Я и с новым руководителем поговорю, и с министром транспорта. Нужно просто в плановом порядке, своевременно делать заявки и добиваться их включения в план общего развития транспортной инфраструктуры, в том числе и мостовых переходов. Я посмотрю это, – заверил он.

Проблемный объект

О новой переправе через Уду городские и республиканские власти говорят уже несколько лет. Этот объект попал в программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Строительство должно было завершиться ещё в 2016 году. С помощью моста с шестиполосным движением у авторынка на Приречной планировалось соединить Октябрьский район (улицы Сахьяновой и Трубачеева) с Железнодорожным (на Дальненагорной и Третьей транспортной) и, таким образом, «разгрузить» дорожное движение. 

Однако реализация проекта упёрлась в нехватку финансирования. В 2013-м году объект исключили из ФЦП. Для одного же республиканского бюджета сумма оказалась неподъёмной, о чём не раз заявляло руководство региона.

После этого вопрос «повис» в воздухе. Как вариант рассматривалось строительство платного моста. Республика не исключала возможности банковского кредита, выплачивать который планировалось сообща с населением. На сайте Минэкономики по этому поводу даже устроили голосование. Но большинство жителей Бурятии выступили против. На одном из правительственных брифингов глава республиканского Минтранса Сергей Козлов заверил: мост появится.

- Этот вопрос достаточно капиталоёмкий, стоимость объекта – 2,8 миллиарда рублей. На сегодняшний день городом разрабатывается рабочая документация, – пояснил министр. – Нам он нужен – республике, Улан-Удэ, безусловно. Поэтому мы обязаны реализовать проект.

Весной прошлого года бизнесмены из Китая выразили готовность вложиться в реализацию масштабного проекта. Соответствующее соглашение о намерениях сотрудничества руководство Улан-Удэ подписало с международной Хулунбуирской строительной корпорацией «Тянь Чен». Со своими предложениями выступали и улан-удэнцы

«Потом обсудим с общественностью»

Несколько месяцев спустя в правительстве республики заявили: в городе могут появиться аж два новых моста, но оба будут платными: это обязательное условие для получения федерального финансирования. А в конце декабря 2016-го подведомственное мэрии учреждение – «Улан-Удэстройзаказчик» – объявил конкурс на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства долгожданной переправы. Выиграла его организация «Институт Стройпроект» из Питера, которая  оценила свою работу в 15 миллионов 82 тысячи рублей.

Подрядчику предстояло рассчитать возможность и эффективность реализации проекта – в техническом, технологическом и экономическом аспектах. А ещё – определить основные техпараметры будущего моста и оценить сроки и затраты, связанные с инженерными изысканиями, разработкой проектной документации и выполнением строительно-монтажных работ. Также победитель торгов должен был провести социологическое исследование, оценить интенсивность движения по мосту и рассмотреть варианты системы взимания платы.

На правительственном брифинге в начале октября выяснилось, что на строительство объекта потребуется более четырёх миллиардов рублей.

- Рассматривается вариант платного моста с получением федерального гранта. Если он будет бесплатным, надо  включаться в какую-нибудь федеральную программу, – пояснил тогда министр транспорта республики Сергей Козлов. – Но, думаю, мы потом обсудим это с общественностью – когда будем принимать окончательное решение, в каком виде реализовать проект.

Сообщалось, что в первом случае проезд по мосту составит около 20 рублей. По словам руководителя ведомства, он вошёл в приоритетный проект Минтранса России «Безопасные и качественные дороги». Однако федерального финансирования в рамках этой программы придётся ждать ещё несколько лет – до 2021-2022 года, добавил министр.

В декабре стало известно, что строительство объекта может начаться в 2018 году. Предварительная договорённость была достигнута на транспортном форуме в Москве. Технико-экономическое обоснование к  тому моменту уже разработали, документацию представили в Росавтодор и министерство транспорта России.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях