Азия
2966

Как алтайцы защищают свои леса: правовые рамки, ночные налеты и креатив властей

После столкновений в районах Республики Алтай власти начали искать творческие методы борьбы с лесорубами

Фото: turochak-altai.ru

«Китайцы!»

Алтайский край и Республика Алтай в части проблем лесной отрасли, а больше того – в реагировании на них общественности, удивительно похожи на Бурятию. Как и нетизены Бурятии, активные в соцсетях жители обоих Алтаев периодически взрываются негодованием на темпы вырубки лесов и пресловутые китайские интересы во всем этом. В сегодняшней публикации «Комсомольской правды» говорится, что «Интернет-пространство буквально заполонили призывы прогнать китайцев с алтайской земли». Газета, между тем, приводит любопытные факты о составляющих популярной легенды о выкашивающих алтайские леса китайцах.

По мнению некоторых экологов, истоки сюжета зародились в Заринском районе Алтайского края, где местные власти придумали очередную «схему»: оформляли на себя льготную древесину, положенную сельскому населению, затем продавали ее перекупщикам. Среди покупателей, в том числе, значился гражданин КНР, действительно вывозивший купленный лес в Поднебесную.

Отсюда сюжет начал обрастать «подробностями», вроде того, что якобы в Алтае уже построены общежития для китайских рабочих, а в лесу организуются пилорамы и т.д. При ближайшем рассмотрении большая часть слухов оказалась безосновательной. Зато обнаружилось, что еще в 90-е годы, например, в Турочакском и Чойском районах Республики Алтай, часть лесного фонда была переведена в категорию земель сельхозназначения и распродана по частям. Разумеется, там и закипела вырубка, потому что на сельхозземлях лес считается растительностью, которой землепользователь может распоряжаться по своему усмотрению. И вырубку ведут россияне.

Сожгли сторожку, трактор и убили собаку

Несколько лет аборигены пытались остановить этот процесс правовыми методами, но все суды ими были проиграны. С прошлого года вырубка приобрела уже пугающие масштабы. В Турочакском районе близ сел Тондошка и Верх-Бийск лесорубы свели целый сосновый бор и вплотную приблизились к берегам Бии. Местные жители естественно возмущались, но их чувства мало трогали сердца бизнесменов.

В середине ноября ситуация вышла из-под контроля и на деляны лесорубов были произведены ночные налеты, сожжены сторожка и один трактор. Нападающие также убили сторожевую собаку. Это уже походило на начало самых настоящих вооруженных столкновений.

Из столицы республики вынуждены были отправить на место происшествия оперативную группу МВД. Полиция призвала крестьян к благоразумию и борьбе за справедливость в рамках закона, подчеркнув, что среди местных жителей не все поддержат запрет на вырубку. Однако на состоявшемся на следующей день сельском сходе глава Турочакского района Владислав Рябченко сразу оговорился, что среди собравшихся нет ни одного человека, которого устраивала бы данная ситуация, - писали на сайте муниципалитета.  

Нелепость ситуации отчетливо видна даже на том факте, что местные власти осознают проблему и в целом склоняются на сторону защитников лесов, но мало что могут сделать. Однако кое-что в районе все-таки предприняли. Так, на трассе, по которой вырубщики гоняют свои большегрузы, выставили пост ДПС, на котором сотрудники ГИБДД их досматривают и не жалеют штрафов, хотя бы за грязные колеса. Конечно, подобные способы относятся к разряду «как слону дробина», но они позволили продемонстрировать позицию властей.

А 21 ноября вопрос о ситуациях вблизи двух сел был рассмотрен на экстренном заседании правительства республики.

Творческий подход

23 ноября в Турочаке, возле местного дома культуры состоялся митинг в защиту лесов в районе сёл Тондошка и Верх – Бийск. Организаторы возмущались несоответствием планов развития туризма в республике и сведением лесов, причем территория вырубки приблизилась уже к 40 километрам от Телецкого озера. Выступавшие на митинге корили сами себя за то, что в прошлые годы не поддерживали протесты населения в других районах, а теперь беда пришла на их земли.

Уже на следующий день после митинга прокурор района обратился в суд с заявлением о понуждении прекратить рубку лесов, а также произвести очистку участков от порубочных остатков. 28 ноября ходатайство прокурора районным судом было удовлетворено.

6 декабря в Турочаке по инициативе Общественной палаты Республики Алтай при поддержке главы района состоялись общественные слушания о соблюдении экологического законодательства в районе. На слушаниях прозвучало предложение о применении опыта Чемальского района, где 500 гектаров были объявлены особо охраняемой территорией регионального значения. При этом земли остались в частной собственности, но вырубка деревьев там теперь запрещена.

Бурю негодования вызвали слова начальника республиканского отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора, который заявил, что его ведомство бессильно на землях, находящихся в частной собственности. Люди потребовали от чиновников действий на опережение.

«Вы могли бы хоть как-то отреагировать, – высказался глава района, - Любой лесозаготовитель знает, что при проведении работы на деляне он должен всё почистить, иначе - штрафы, а здесь у вас все в норме. Ведь при желании вы сможете сделать 20 протоколов за нарушение земельного законодательства на каждого собственника, чтобы земля у них горела под ногами за то, что они рубят наши сосны под видом фермеров, где никогда не будет ни полей, ни огородов! Вы сегодня услышьте нас, наших жителей района!»

Сельский сход жителей Турочака. Фото: turochak-altai.ru

Вообще ссылки на правовое бессилие вызвали раздражение даже у представителей прокуратуры: 

«При проведении проверок у простых фермеров у вас всегда возникает много нареканий, то не сделано, что либо, то растёт не так; вы никогда не выезжаете без протоколов, – добавил прокурор республики, - Согласитесь, что на ваше ведомство много нареканий, а вы отнеситесь к этому делу творчески».

Со стороны владельцев участков тоже не обошлось без креативных находок. Так один из них заявил, что он вырубает лес под строительство монастыря, на что якобы получено одобрение самого патриарха Кирилла. Можно не сомневаться, что, если такого рода прикрытие сработает в Алтае, «строить монастыри» ударными темпами начнут повсюду.

Тем временем в районе распространяют призыв к местным жителям не участвовать в вырубке родных лесов. В том числе это воззвание размещено на сайте местной администрации. Плакаты и листовки в защиту лесов распространялись по району на протяжении всего декабря.

Конечный потребитель

При всех разоблачениях слухов о «китайской экспансии» нельзя не признать, что Китай все же является одним из основных конечных потребителей сибирских лесов. Немалая, а может и львиная, часть древесины, вырубленной российскими лесозаготовителями, в конце концов отправляется именно в Китай. При этом, в Китае какой-то процент сибирского дерева превращается в мебель и возвращается обратно, но стоит уже совсем других денег.

Другой проблемой Сибири остается печное отопление избушек. Ежегодно невероятное количество леса уходит просто в огонь. В немалой степени с этим и связаны некоторые парадоксы бурятской лесной отрасли. Например, тот факт, что почти вся береза до недавних пор считалась чуть ли не сорняком и шла строго на дрова. Купить березовую столярную доску в Бурятии и по сей день невозможно, ее просто нет. Одновременно в улан-удэнских магазинах изделия из березы от фирмы Ikea стоят на порядок дороже «сосны» и тем более ДСП.

Со всем этим безусловно что-то надо делать. Просто так сидеть и хладнокровно взирать на сведение лесов уже становится неприличным. Особенно на фоне активности сельских жителей и даже властей Республики Алтай.

Автор: Дорж Цыбикдоржиев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях