Сугробы, скользкие дороги, аварии, сошедшие с рельсов трамваи и бесконечные пробки – таким запомнят большинство жителей Улан-Удэ зиму 2017-2018гг. С наступлением холодов автотрассы в городе превратились в настоящие аттракционы. По данным Бурятского гидрометцентра, объём осадков, выпавших в Улан-Удэ только в декабре, превысил норму в четыре с половиной раза.
Чиновники, увы, оказались к этому не готовы. Сначала власти бодро отчитывались о круглосуточной уборке улиц и самоотверженно боролись со стихией. Но потом были вынуждены призвать на помощь улан-удэнцев.
С мётлами на улицы вышли правонарушители, волонтёры, студенты, сотрудники администрации и даже кое-кто из депутатов горсовета. Помочь коммунальщикам решили и некоторые жители частного сектора. Правда, вместо благодарности горожане получили штраф – за то, что складировали снег «в неположенном месте». Его, как выяснилось, нужно было не только убрать, но и вывезти в специальные пункты утилизации. Об этом нелепом инциденте рассказали федеральные каналы, в том числе «Мир» и НТВ. Желание мести улицы у большинства улан-удэнцев, конечно же, пропало.
Трамваи вместо автобусов и опасные участки
Уставшие от дорожных заторов горожане с автомобилей, маршруток и автобусов начали массово пересаживаться на трамваи. Некоторые интернет-пользователи заявили: такого не было даже в День Победы, когда общественный транспорт обычно «под завязку набит» желающими уехать домой.
Перед Новым годом мэрия и вовсе призвала улан-удэнцев отказаться от машин. Чиновники сообщили: из-за подготовки к праздникам, проведения праздничных мероприятий и интенсивного движения на магистральных улицах города, особенно в центральной части, возникают пробки.
- Предлагаем в этот период по возможности отказаться от поездок на личных автомобилях и использовать общественный транспорт, – отметили в администрации.
Депутат Николай Будуев, который представляет интересы республики в нижней палате российского парламента, пожаловался на плохую уборку снега в прокуратуру Бурятии. Он попросил проверить, как работали коммунальщики, в частности, 29 и 30 ноября.
- Службы города не занимаются эффективной ликвидацией последствий снегопада. Основное полотно центральных улиц не очищено и не подсыпано песчано-гравийной смесью, – отметил депутат.
Судя по всему, надзорное ведомство перенаправило его запрос городским чиновникам – накануне Будуев опубликовал в соцсетях официальный ответ администрации за подписью председателя комитета городского хозяйства (КГХ) Константина Мошковского. Документ датирован 25 декабря. В нём подробно расписано, чем занимались коммунальщики в те ноябрьские дни и на каких именно улицах они убирали снег. Кроме того, в КГХ поведали и кое-какие любопытные подробности борьбы со стихией.
- Ежедневно составляет план выхода техники комбината по благоустройству для уборки автодорог, в котором учитываются предписания ГИБДД. После работы снегоуборочного комплекса (грейдера, бобкеты, трактор-щётки, большегрузные самосвалы) с четырёх часов утра на линию выходят пескоразбрасыватели в количестве 15 единиц, которые осуществляют посыпку в течение всего дня на особо опасных участках дорог, подъёмах и в остановочных карманах, – сообщили в комитете.
Оказывается, есть и технические новинки, которые помогают поддерживать порядок в городе. Видимо, в каждой машине коммунальщиков имеются специальные датчики.
- Движение специализированной техники для уборки снега и пескоразбрасывателей отслеживается по карте города через спутниковую навигацию в режиме реального времени, – отметили в мэрии.
«Спутники помогают, оказывается», – подытожил в своём посте Николай Будуев.
Отметим, у города есть 17 пескоразбрасывателей, а надо 25. Одной машины хватает на три километра. Грейдеров в столице лишь пять, хотя требуется как минимум девять.
Реагенты в помощь?
После новогодних каникул чиновники вновь начали публиковать отчёты о том, сколько снега вывезли с городских улиц. СМИ тем временем узнали о намерениях властей перейти на использование противогололёдных реагентов. Благодаря им сугробы частично превращаются в мягкую кашу, частично – в воду. Убрать такую массу значительно проще и быстрее. Однако экологи против новейших технологий, а потому коммунальные службы вынуждены справляться «дедовскими» методами – при помощи лопат, тяжёлой техники и песка, сообщает телекомпания «Тивиком».
- Образуются накаты, которые приходится снимать тяжёлыми грейдерами – то есть намного сложнее, чем, к примеру, в том же Иркутске. Это денежные затраты, привлечение тяжёлой техники, вывоз больших объёмов снега, – рассказал журналистам главный инженер комбината по благоустройству Сергей Голов.
По его словам, реагенты нового поколения «не влияют на природу», но контролирующие органы всё равно их запрещают. Известно, что этот вопрос прорабатывается в министерстве природных ресурсов и республиканском управлении Росприроднадзора. Вынести свой вердикт специалисты должны в начале февраля.
Стоит отметить, что подобные вещества не только негативно влияют на окружающую среду, но и портят обувь и разъедают резину автомобилей. Попытки «нахимичить» на дорогах уже предпринимались несколько лет назад, но успехом не увенчались. Правда, тогда речь шла о федеральных трассах.
Зонтик от снега и народное творчество
Ситуацию с уборкой снега прокомментировал на встрече с журналистами 12 января сам глава бурятской столицы Александр Голков. Он заявил: если бы не аномальные осадки, то «придумали бы ещё какую-нибудь причину».
- Чего все так, я не знаю, по поводу этого снега. В Сибири живём с вами. Снег, снег, снег, снег! Наш комбинат по благоустройству был нацелен на другую главную задачу – у него должно быть достаточно техники для посыпки (дорог) и уборки. Чтобы с этой проблемой справиться, нужно сначала снежную массу превратить в жижу, – пояснил мэр. – У нас применять реагенты нельзя. Поэтому в течение дня, когда ездит транспорт и техника работать не может, образуется наст. А люди, работающие на тех же грейдерах в основном в ночное время, должны сделать по три-четыре операции, чтобы не повредить дорожное полотно. Снимают этот наст слой за слоем.
По словам Александра Голкова, нужно просто «немножко потерпеть», ведь ничего страшного, в общем-то, не произошло.
- Скажу одну вещь. Допустим, я как мэр не могу взять зонтик и поставить над Улан-Удэ, чтобы снег миновал город. Да, он выпал. Но я не помню ни одного случая, чтобы школы перестали работать, больницы, магазины… Все эти вопросы под контролем, – подчеркнул он. – Но снега много. Очень много. Я живу в частном доме и очень хорошо знаю, что это.
Кстати, один из пользователей соцсети «ВКонтакте» на днях опубликовал стихотворение в стиле японской лирики «хайку», в котором призвал чиновников задуматься над уходом с занимаемых мест из-за снежного коллапса.
Скользки как угри
Улицы префектуры,
Посыпаны лишь обещаниями.
Как белая шапка на Фудзи
Белый снег на дорогах.
Сеппуку администрации
Также автор прикрепил к сообщению фотографию автомобильной аварии на Селенгинском мосту, которую он, по всё видимости, сделал из салона своей машины, пишет «Московский комсомолец в Бурятии».
- Классическая японская лирика очень символична. В хайку каждое слово и любой образ на счету, они имеют большое значение и ценность, – поясняет издание. – Так, например, в последней строчке («сеппуку администрации») говорится о принятой в среде самураев форме самоубийства, которое совершалось добровольно. Как правило, поводом была запятнанная честь воина и понимание того, что он подвел своего сёгуна, которому присягал в верности на всю жизнь. Если проводить аллегорию, то самураи – это чиновники, не справившиеся со стихией, а сёгунат – жители Улан-Удэ, страдающие от бездействия властей.