В минувшую среду, 17 января, на сайте вольного сетевого сообщества «Диссернет» появилось письмо известного советского и российского историка и анархиста, доктора исторических наук, профессора НИУ Высшая школа экономики Вадима Дамье. Оно адресовано руководителю Бурятского государственного университета Николаю Мошкину и некоторым преподавателям.
Дамье заявил, что в сборнике «Россия и Монголия: историческая и социокультурная динамика», изданном в вузе в 2016 году, опубликована его статья «Анархисты и левые радикалы в Монголии и Туве (1910-1920-е гг.)», которая была написана совместно с Кириллом Лимановым. Только вот в качестве автора почему-то указан студент БГУ – некто Цыденов Александр Баторович.
Историк заявил: он просто нагло присвоил чужую работу и этот поступок противоречит элементарным нормам профессиональной и человеческой этики.
- Поэтому обращаться к нему и взывать к его порядочности не считаю нужным, – отметил Вадим Дамье. – Однако ответственность за это воровство несёт не только ваш студент. Издатели сборника обязаны были проверить материалы, представленные к публикации, и убедиться в их оригинальности. Однако они этого не сделали. Непонятно, куда смотрели руководство университета, научный руководитель студента и редакторы сборника. Сейчас во всех вузах России даже студенческие рефераты пропускаются через системы «антиплагиат». Не может быть, чтобы такой практики не существовало в БГУ!
«Очевидный и бессовестный плагиат»
Учёный напомнил: согласно критериям, принятым в профессиональном и издательском сообществах, процент заимствований в научной статье – с учётом цитирования – не может превышать 10-25%.
- В данном же случае имеет место 100%-ное переписывание. Даже сноски воспроизведены дословно. При этом фамилии действительных авторов вообще никак не упомянуты! – говорится в обращении. – Иными словами, речь идёт об очевидном и бессовестном плагиате. Совершено грубое нарушение наших авторских прав, о чём мы уже поставили в известность научное сообщество на всех компетентных уровнях.
Дамье отметил: в соответствии с российским законодательством, за плагиат грозит штраф, обязательные работы или же арест. Кроме того, авторы вправе потребовать возмещения убытков или выплаты компенсации (статьи 1252 и 1301 Гражданского кодекса РФ). Но они всё же хотят решить вопрос мирным путём.
- Пока мы не планируем привлекать к юридической ответственности виновных в данном правонарушении. Однако ничто не помешает нам сделать это, если БГУ и лично лица, ответственные за этот вопиющий инцидент, не принесут публичное извинение и не опубликуют опровержение авторства студента Цыденова А.Б. Мы также требуем изъятия нашей статьи за его подписью из Интернета и из опубликованного электронного pdf вашего сборника, а также изъятия всего напечатанного тиража либо вклейки в него официального опровержения, – заявил историк.
Ситуацию прокомментировал в соцсетях и сооснователь «Диссернета» Андрей Заякин.
- Редкий случай, когда автор текста готов тратить время и силы на отстаивание своего авторства, – написал он на своей страничке в Facebook.
«Режут и публикуют»
Ещё три года назад вольное сетевое сообщество «Диссернет» «запустило» массовую проверку на плагиат диссертаций политиков, топ-чиновников и научных деятелей республики. «Охоту» на «липу» начали с депутатов Народного Хурала, затем переключились на членов правительства.
В конце августа Андрей Заякин уже в третий раз побывал в нашей республике. Он успел посетить и два соседних региона – Забайкалье и Приангарье. Первого сентября учёный провёл в Иркутске публичную лекцию – рассказал, как пишут научные труды судьи и чиновники. А ещё заявил, что ректоры – это «чума России».
- Хуже только депутаты Государственной Думы, – цитировало Заякина ИА «Байкал 24». – На «Диссернете» есть целые подборки по ним. По статистике, среди ректоров в среднем 60% плагиаторов и 70% диссероделов
К первым относятся те, кто ворует для себя, ко вторым – те, кто помогает воровать другим. Однако зачастую эти роли совпадают.
- Если говорить о конкретных людях, в нашей практике был роскошный по своей наглости случай. Ректор СВФУ (Северо-Восточного федерального университета – прим. авт.) в своей диссертации заменила «Калининградскую область» на «Якутию». И защитилась! К примеру, «Калининградская область – маленький и самый западный регион России» превратилась в «Якутию – самый большой северный регион». Статистические данные остались неизменными, – рассказал Андрей Заякин. – В Иркутске у меня и Сергея Пархоменко (ещё один сооснователь «Диссернета» – прим. авт.) был процесс с проректором ИрНИТУ (Иркутский национальный исследовательский технический университет.) Пешковым. Он обиделся на нас, подал в суд и проиграл процесс.
«Отличился» и Байкальский государственный университет.
- Там сгенерировано порядка пятнадцати фальшивых диссертаций. Оргвыводы в вузе не сделали, работы над ошибками не последовало. Не любит нас и проректор ИрНИТУ Огнев, – поведал соонователь «Диссернета». – Ваши соседи – Бурятия – не менее хороши. В Улан-Удэ действует целая банда научных работников. Они берут конкретные диссертации своих коллег, режут и публикуют статьи под своими именами в научных журналах. Кое-кто из членов банды занимает высокие должности, в том числе в ректоратах.
Правда, имена плагиатчиков Заякин перечислять не стал.
«Это национальная катастрофа»
Судя по всему, торговля плагиатом в России буквально поставлена на поток.
- К примеру, в Москве в одном из вузов был совет, где защитили 200 «фальшивок», в РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет – прим. авт.) – 80. Разумеется, речи о случайности здесь не идёт. Часто «учёные» ленятся менять заголовки, периодически попадаются диссертации, которые подписаны одним именем, а авторефераты по ним – совсем другим, – рассказал Андрей Заякин. – Халтурщики, что с них взять. Недавно выяснили, что торговля диссертациями идёт прямо в экспертных советах (далее – ЭС) ВАК. Это вроде как апелляционные инстанции и, по идее, они должны ставить заслоны поставленной на поток торговле. Но, увы, заместители председателей диссертационных советов, как правило, входят в экспертные.
Так, в ЭС по экономике числится 60 % «диссероделов», известных вольному сетевому сообществу.
- Это национальная катастрофа – в апелляции сидят те, кто торговал или торгует «фальшивками», – констатировал Андрей Заякин.
Кстати, накануне «Диссернет» опубликовал список российских вузов, диссертационных советов и учёных, причастных к защите научных работ с некорректными заимствованиями. В позорный перечень попал и БГУ, где выявили семь подобных трудов. Всего же, по данным экспертов сообщества, из 2034 диссерсоветов России 392 занимались «фальшивками». Объём «диссеродельческого» бизнеса превышает 200 миллионов долларов в год.
Справка infpol.ru
Вольное сетевое сообщество «Диссернет» начало активную работу в 2013 году. С этого времени на официальном сайте проекта были опубликованы многочисленные результаты экспертиз диссертаций, защищённых известными политическими и общественными деятелями страны, а также руководителями крупных научных и образовательных учреждений. Основатели проекта – российский учёный, физик, общественный деятель Андрей Ростовцев, кандидат физико-математических наук, доктор биологических наук, заместитель директора по научным вопросам Института проблем передачи информации РАН Михаил Гельфанд, российский издатель, журналист, политический обозреватель Сергей Пархоменко, учёный и физик Андрей Заякин и кандидат философских наук Кирилл Михайлов.