Мечты горожан о новой переправе через Уду наконец-то станут реальностью. В Москве прошло уже два совещания, посвящённых строительству объекта – в Росавтодоре и в Минтрансе России. Уже в этом году в Бурятии приступят к подготовке проектно-сметной документации (ПСД), завершить работу планируют в 2019-м.
Мост всё-таки решили сделать бесплатным. Средства на него направят из федерального и республиканского бюджетов. По предварительным данным, потребуется пять с половиной миллиардов рублей.
- Это лучше и для нас, и для населения. Такое решение позволит быстрее реализовать данный проект, – отметил на правительственном брифинге 22 января министр транспорта республики Сергей Козлов. – В ближайшее время мы направим дополнительную информацию в части обоснования объекта, его социальной значимости и эффективности, в том числе экономической.
Вопрос о выделении денег на разработку ПСД вынесут на февральскую сессию Народного Хурала, в марте объявят соответствующий конкурс.
В Минтрансе рассказали, что долгожданный третий мост будет четырёхполосным. Один из выездов на переправу организуют в Октябрьском районе – на пересечении улиц Лебедева, Сахьяновой и Трубачеева. В Советском построят развязку, которая соединит его с посёлком Лазо. Ещё одна появится в Железнодорожном – уже за железной дорогой.
- Там мы «примыкаем» к улице Трактовая и выходим на Шаляпина, – пояснил Сергей Козлов.
На пересечении с железнодорожными путями сделают так называемый «прокол» – подземный тоннель, который будет выходить прямо на улицу Третья транспортная. Для удобства движения в этом месте построят путепровод. С одной стороны расположится дорога на Элеватор, с другой – на Кирзавод.
- Планировочные решения рассматривались несколько раз вместе с проектировщиками, поэтому мы учли все возможные варианты, заезды и съезды со всех трёх районов города для удобства жителей, чтобы не было ограничений, – подчеркнул глава Минтранса Бурятии.
На строительство моста уйдёт три года. Ради этого придётся сносить частные дома – на изъятие земель, в том числе федеральных, пока заложили 200 миллионов.
- Процедура достаточно простая – будет выполнена оценка этих земельных участков независимым экспертом, собственникам в рамках договорных отношений сделают предложение по выкупу земель, – рассказал министр.
Появление переправы позволит «разгрузить» центр бурятской столицы и два уже существующих моста через Уду – по ул. Бабушкина и на проспекте Автомобилистов.
- Движение автотранспорта будет организовано между Октябрьским и Железнодорожным районами – без проезда по центру города, что решит проблему заторов в районе Центрального рынка и улице Бабушкина, – заявили в Минтрансе Бурятии.
Трудности финансирования
О строительстве третьего моста городские и республиканские власти говорят уже несколько лет. Этот объект попал в программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Мост должен был появиться ещё в 2016-м году. Однако реализация проекта упёрлась в нехватку финансирования. В 2013-м объект исключили из ФЦП. Для одного же республиканского бюджета сумма оказалась неподъёмной, о чём не раз заявляло руководство региона.
После этого вопрос «повис» в воздухе. Как вариант рассматривалось строительство платной переправы. Республика не исключала возможности банковского кредита, выплачивать который планировалось сообща с населением. На сайте Минэкономики по этому поводу власти устроили голосование. Но большинство жителей Бурятии выступили против.
Весной 2016 года бизнесмены из Китая выразили готовность вложиться в реализацию масштабного проекта. Соответствующее соглашение о намерениях сотрудничества руководство Улан-Удэ подписало с международной Хулунбуирской строительной корпорацией «Тянь Чен». Со своими предложениями выступали и улан-удэнцы.
Несколько месяцев спустя в правительстве республики заявили: в городе могут появиться аж два новых моста, но оба будут платными: это обязательное условие для получения федерального финансирования. А в конце декабря 2016-го подведомственное мэрии учреждение – «Улан-Удэстройзаказчик» – объявил конкурс на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства долгожданной переправы. Выиграла его организация «Институт Стройпроект» из Питера, которая оценила свою работу в 15 миллионов 82 тысячи рублей.
Подрядчику предстояло рассчитать возможность и эффективность реализации проекта – в техническом, технологическом и экономическом аспектах. А ещё – определить основные техпараметры будущего моста и оценить сроки и затраты, связанные с инженерными изысканиями, разработкой проектной документации и выполнением строительно-монтажных работ. Также победитель торгов должен был провести социологическое исследование, оценить интенсивность движения по мосту и рассмотреть варианты системы взимания платы.
На правительственном брифинге в начале октября выяснилось, что на строительство объекта потребуется более четырёх миллиардов рублей.
- Рассматривается вариант платного моста с получением федерального гранта. Если он будет бесплатным, надо включаться в какую-нибудь федеральную программу, – пояснил тогда министр транспорта Сергей Козлов. – Но, думаю, мы потом обсудим это с общественностью – когда будем принимать окончательное решение, в каком виде реализовать проект.
В декабре стало известно, что строительство объекта может начаться в 2018 году. Предварительная договорённость была достигнута на транспортном форуме в Москве. Технико-экономическое обоснование к тому моменту уже разработали, документацию представили в Росавтодор и министерство транспорта России. Перед новогодними праздниками глава государства Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам большой пресс-конференции, которая состоялась в Москве 14 декабря. Всего в списке – восемь пунктов, и один из них касается переправы через Уду.
Ответственными за выполнение этого поручения назначены премьер-министр страны Дмитрий Медведев и глава Бурятии Алексей Цыденов. Отчитаться перед президентом о проделанной работе они должны до 1 марта. На встрече с журналистами, которая состоялась 30 декабря, руководитель республики пояснил: работа над проектом ведётся, но когда в городе появится третий мост, пока неизвестно.