Минувшей весной столица Бурятии впервые попала в число российских городов-агломераций – такой статус, как правило, носят лишь «миллионники». На развитие транспортной инфраструктуры «ядра» этой агломерации – Улан-Удэ и четырёх близлежащих районов – Тарбагатайского, Иволгинского, Прибайкальского и Заиграевского – в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» вплоть до 2025 года будет направляться 1 миллиард 250 миллионов рублей. Половину этой суммы выделяет Москва и половину – республика.
В ближайшие семь лет количество мест, где чаще всего случаются ДТП, в Улан-Удэнской агломерации должно сократиться на 85%. Это требование идёт бок о бок с финансированием дорожной сети.
Только в 2017 году в городе устранили десять таких «аварийных» точек, асфальтовое полотно «обновили» на 12 объектах. В 2018-м их число возрастёт вдвое. Наконец-то закончится ремонт многострадальной трассы в сотые кварталы. В порядок приведут оставшийся отрезок длиной 2,8 километра – от улицы Орловская до въезда в Улан-Удэ. Также в списке – улицы Псковская, Гражданская, Производственная, Левченко, Радикальцева (от улицы 1905 года до Керамической), Сотниковская, Ключевская (от «Товаров Бурятии» до Тулаева) и «Спиртзаводской тракт» (от Пищевой до «нулевого километра» в Тарбагатайском районе). Итого – 32,47 километра. Чтобы «облагородить» эти участки, потребуется около 430 миллионов рублей.
Ещё 31 объект, включенный в программу, находится в Прибайкальском районе, 7 – в Заиграевском, 9 – в Тарбагатайском, 3 – в Иволгинском. Реконструкция затронет и федеральные (4,4 километра), и региональные (20,9 км), и местные дороги (143,4 км). Объём финансирования также составит 1 миллиард 250 миллионов, при этом 625 миллионов Бурятия получит из Москвы. В приоритетный проект включили не только райцентры, но и другие населённые пункты, где полноценный ремонт не видели аж с советских времён. Список «проблемных» участков формировался с учётом пожеланий местных жителей. На него в дальнейшем и будут ориентироваться власти.
Ситуация в республике постепенно улучшается. По словам министра транспорта Бурятии Сергея Козлова, к концу 2017 года 43% дорог (или 56,3 километра) отвечали всем нормативам. В 2018-м стоит задача приблизиться к показателю в 56%.
Торги уже стартовали. Их планируется завершить в феврале – чтобы заказчики и подрядчики успели подготовиться к новому строительному сезону. К слову, попасть в федеральный проект удалось в самый последний момент – и не без участия нового руководителя региона.
- Благодаря главе Бурятии мы запрыгнули в уходящий вагон и включились в программу «Безопасные и качественные дороги». Думаю, такого аврала, как в этом году, у нас не будет, – выразил надежду Сергей Козлов на правительственном брифинге 18 декабря. – Все, конечно, очень напряжённо работали. Мы заключили соглашение с Федеральным дорожным агентством (Росавтодором – прим. авт.) на полгода позже, чем остальные регионы – в конце мая.
Впрочем, дожидаться подписания соглашения власти республики не стали.
- Мы вложили свои средства, изъяли их из других объектов, иначе бы подрядчики просто не смогли выполнить программу. Поэтому нужно отдать должное и им, и заказчикам, и муниципалитетам. Работы проводились в сжатые сроки, задача действительно стояла очень серьёзная, – подчеркнул министр.
Отслеживать ремонт дорог будут общественники. Упор хотят сделать на качество. Для этого в Бурятии ранее создали специальный проектный офис.