Объём осадков, выпавших в бурятской столице в декабре, превысил норму в четыре с половиной раза. Чиновники, увы, оказались к этому не готовы. Сначала власти бодро отчитывались о круглосуточной уборке улиц и самоотверженно боролись со стихией. Но потом были вынуждены призвать на помощь улан-удэнцев.
Помочь коммунальщикам решили некоторые жители частного сектора. Правда, вместо благодарности люди получили штраф – за то, что складировали снег «в неположенном месте». Его, как выяснилось, нужно было не только убрать, но и вывезти в специальные пункты утилизации. Об этом нелепом инциденте рассказали федеральные каналы, в том числе «Мир» и НТВ. Желание мести улицы у большинства улан-удэнцев, конечно же, пропало.
Тогда же выяснилось, что комитет городского хозяйства (КГХ) издал приказ «об определении площадок для складирования снега и льда». Всего их шесть – по две на каждый район. К примеру, жители Советского, дабы избежать денежного наказания, должны отправиться на Воронежскую улицу, что в микрорайоне Стеклозавод. Там, возле бывшей городской свалки, в 300 метрах от жилых домов, есть земельный участок, куда и полагается вывалить снег. Чтобы никто, не дай бог, не заблудился, чиновники даже кадастровый номер указали.
А из Железнодорожного района нужно ехать прямиком на улицу Комарова. Место «для складирования» находится «южнее здания 118 на участке с кадастровым номером 03:24:023802:42, расположенном на расстоянии 200 метров от жилых домов по улице Тюленина».
Во вторник, 23 января, активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта вместе с представителями СМИ проинспектировали некоторые местные «снегохранилища». Итоги рейда оказались неутешительными. Так, на улице Воронежская огромные сугробы почему-то «выросли» в непосредственной близости от домов, а вовсе не в 300 метрах от них, как положено, пояснил журналистам координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» Алексей Бадмаев.
Участок под мусорный полигон в районе Стеклозавода выделили ещё в 1989 году, однако в 2006-м в соответствии с распоряжением мэра Улан-Удэ приём и складирование отходов там прекратили. Огромная территория в 63 гектара практически в самом центре города пустует уже более десяти лет.
По словам известного эколога, координатора рабочей группы ОНФ по проблемам экологии и охраны леса Евгения Кислова, свалку закрыли в связи с тем, что там нарушались «все мыслимые и немыслимые санитарные нормы». Кстати, природоохранная прокуратура уже неоднократно требовала рекультивировать её, однако чиновники никаких действий предпринимать не стали.
- Эта территория отведена для складирования снежного смёта с дорог со всей городской грязью. Всё это сейчас накапливается, весной растает и потоки устремятся в Селенгу, размывая свалку, – отметил Евгений Кислов.
Учёный подчеркнул: существуют определённые нормы и требования е переработке снега.
- Например, в Тюмени он растапливается в специальных установках и подаётся на очистные сооружения. Если таких установок нет, должны быть обустроены полигоны с водонепроницаемым дном – забетонированные или с плёнкой, и по весне талая вода также подаётся на очистные. А мы, живя на Байкальской природной территории, в непосредственной близости от Селенги, занимаемся таким вот безобразием. По-другому я сказать не могу, – заявил он. – Задача серьёзная и её надо решать.
Сотрудник, с которым удалось пообщаться журналистам, рассказал, что на площадку на Стеколке ежедневно приезжает более 60 машин со снегом.
А на конечной остановке 56-го маршрута в районе Шишковки его и вовсе вываливают незаконно. С наступлением тепла тут тоже могут разлиться настоящие «реки».
Такая же ситуация – и на окраине бурятской столицы. После общегородского субботника, который состоялся в середине октября, мешки с отходами, сухие ветки и листья, собранные улан-удэнцами, заботливо вывезли и бросили возле дороги, ведущей от посёлка Комушка к микрорайону Радужный. После вмешательства «фронтовиков» мусор убрали – правда, не весь, а только часть.
- Сейчас на эту свалку вываливают снег. Что будет весной? Всё растает, будет река – и не просто вода, а вода с мусором. Потоки пойдут вниз по дороге – в сторону кварталов и посёлка Энергетик, – рассказывал в декабре Алексей Бадмаев.