В прошлом году жизнь Бурятии кардинально изменилась с приходом нового главы Алексея Цыденова. Перетряхнулись политические элиты, появились новые правила игры, изменилась расстановка сил. К лучшему все это было или нет покажет время, однако не стоит забывать о том, что назначение Цыденова Кремлем в первую очередь преследовало цель успокоить регион и на должном уровне провести выборы президента России в марте 2018-го. Для нового главы эти выборы станут настоящим испытанием на прочность.
Странные метания
Считается, что за основу президентских выборов в Бурятии будет взята модель поведения электората на выборах самого Цыденова в сентябре 2017-го. Она принесла неплохие плоды, несмотря на отсутствие конкуренции и большого интереса со стороны населения. В некоторых районах республики Цыденов получил запредельно высокие «кавказские» результаты: до 90 с лишним процентов.
Весь прошлый год в Бурятии работали политические консультанты пиар-агентства КРОС под руководством Сергея Зверева, предполагалось, что именно они, хорошо отработавшие выборы главы, будут готовить Бурятию к президентским выборам. Начать работу специалисты должны были еще в ноябре 2017- го, однако этим планам помешал скандал.
Что именно случилось в отношениях Цыденова и московских политтехнологов, неизвестно. Одни источники утверждают, что на пиарщиков «настучали» местные силовики, мол, те работают на два фронта и дестабилизируют обстановку в республике. Другие источники полагают, что решение о снятии команды КРОСа пришло из администрации президента.
При этом Бурятии не представили никакой другой альтернативы. Присутствовавшие на протяжении прошлого года в регионе представители другого известного политтехнолога Дмитрия Гусева «доступ к телу» Цыденова так и не получили, несмотря на регулярно проводимые дискуссионные клубы.
Поговаривали, что теперь глава и его администрация будут заниматься выборами сами. Как раз к концу года был назначен новый глава администрации, бывший депутат Народного Хурала и соратник предпринимателя Михаила Слипенчука Баир Цыренов-старший. Решение в глазах экспертов спорное, так как у Цыренова нет соответствующего политического опыта, что сразу же стало заметно после первых же его неосторожных высказываний на некоторые внутриполитические темы.
Видимо, в какой-то момент пришло понимание, что самим с такой задачей не справиться. Так или иначе, к концу декабря Алексей Цыденов зовет КРОС обратно. Все эти странные метания вряд ли пойдут на пользу, так как консультанты приступили к работе практически на два месяца позже.
Проекты и народные гуляния
Если с моделью выборов в Бурятии определились, то с концепцией еще пока нет. Известны установки Кремля на проектный принцип, который должен повысить явку населения. Именно явка, а не процент, который должен набрать Владимир Путин, сейчас играет первоочередную роль. Вопросы легитимности встают на первый план, учитывая и срок пребывания у руля страны Путина и протестные настроения.
Проекты, по замыслу администрации президента под руководством Сергея Кириенко, должны сплотить людей и привести их на избирательные участки 18 марта. Например, улучшение городской среды. Люди смогут проголосовать одновременно и за президента, и за какой-то полезный локальный городской проект. Можно голосовать даже за собственный двор, который в последующем получит благоустройство. Также планируются конкурсы селфи, профтестирование детей и семейные игры. Все это будет происходить либо на самих участках для голосования, либо в непосредственной близости от них.
Какая именно концепция будет реализована в Бурятии — непонятно. И, скорее всего, виновато то самое позднее «зажигание», с которым начинают работу в республике федеральные кураторы.
Также, в целях повышения явки, были отменены открепительные удостоверения. Теперь человек может проголосовать на любом участке страны вне зависимости от регистрации. Введение электронной базы данных избирателей позволяет это сделать. Например, человек зарегистрирован в одном городе, а временно проживает в другом. Раньше, чтобы проголосовать, нужно было брать открепительное на своем участке. Сегодня достаточно прийти в ближайший УИК или МФЦ и получить талон, с которым можно голосовать. Таким образом, избиратель вычеркивается из базы данных своего участка и прикрепляется по месту пребывания. Получить талон можно также и через портал Госуслуги.
Симпатии и тренды
Мини-референдумы и семейные игры — это, конечно, очень хорошо, но ничто не повышает явку так, как простой интерес к самим выборам. И чем конкурентнее и непредсказуемее предвыборная кампания, тем лучше.
Интерес к выборам весь прошлый год подогревал оппозиционер Алексей Навальный. Стихийные и согласованные митинги, выступления в крупных городах России. Весь 2017-й Навальный вел настоящую президентскую кампанию, заранее зная, что ему вряд ли суждено будет зарегистрироваться в качестве кандидата. Так и получилось, его не зарегистрировали. Но в Кремле на тот момент вытащили из рукава политического «джокера», им стал Павел Грудинин, выдвинутый от КПРФ.
И если в Бурятии у Навального не так много сторонников, а самому Навальному республика не так уж и интересна, то у Грудинина в нашем регионе есть весьма неплохие шансы. Во-первых, стоит учитывать традиционно высокие симпатии коммунистам и некоторое недовольство тем, что на прошедших выборах главы Бурятии к гонке не был допущен лидер республиканских коммунистов Вячеслав Мархаев. Во-вторых, Грудинин сам по себе имеет фантастический успех в провинции.
По сути, внося интригу в выборы, которые давно не знали новых лиц и мнений, Кремль смог раскрутить «с нуля» реального кандидата в президенты. Некоторые эксперты готовы предположить, что успех Грудинина может развиться настолько сильно к голосованию, что спровоцирует второй тур. Кажется чем-то из области фантастики. Но такой исход вполне реален.
Судя по всему, власть сама испугалась того, что натворила, и спешно пытается провернуть фарш обратно, очерняя Грудинина в собственных и дружественных СМИ. Никто не хотел нового президента, нужен был лишь достойный спарринг-партнер. Но администрация президента не учла политическую тоску и скрытую страстность собственного населения. Кажется, ситуация начала выходить из-под контроля.
Стоит упомянуть и Ксению Собчак, начавшую свою кампанию достаточно бодро, но ушедшую в тень сразу после выдвижения Грудинина. В любом случае, шансов набрать много голосов в Бурятии у Собчак не было.
Нет сомнений в том, что Собчак также спойлер Кремля, призванный перетянуть внимание молодой аудитории Навального. Однако, тут эксперты немного ошиблись. Если Навальный является кумиром неформальной молодежи, молодежи либеральной, то Собчак — кумир молодого мейнстрима, условно поклонников «Дома 2». Эти аудитории никогда не пересекаются, соответственно, никого Собчак переманить не сможет, а аудитория Навального будет продолжать протестовать в новых условиях невыдвижения.
Команда Цыденова
В 2018-ом в Бурятии также пройдут выборы в Народный Хурал Бурятии. И они будут концептуально связаны с выборами президента. Нет ничего странного в такой связи, так как провести выборы президента в регионе — задача не только аппарата правительства, но и муниципалитетов и парламента. В обязательном порядке будут выделяться активисты, например, шанс переизбраться будет у тех депутатов, которые провели хорошую работу на своих округах и в итоге получили явку. Также будет поощряться и финансовый вклад в общую кассу «Единой России».
Как говорят источники в правительстве республики, Цыденов будет набирать условную команду в Хурал, вне зависимости от партийной принадлежности. И нет сомнений в том, что многие в эту команду захотят.
В районах Бурятии сложилась ситуация, когда люди, пользующиеся доверием населения, обладающие ресурсами, становятся в оппозицию к властям на местах, но при этом поддерживают власть республиканскую. Эта так называемая кадровая оппозиция сложилась в условиях политического застоя на уровне районов и муниципалитетов. Одни и те же люди, команды находятся у власти слишком долго и ею злоупотребляют. И до последнего времени никто и не думал об обновлении кадров, о новой крови. Казалось, что всех устраивает обманчивая стабильность. Однако, с приходом Алексея Цыденова, со сменой министров и руководства в аппарате, процессы, что называется, пошли. Возможно, именно из таких кадровых оппозиционеров и будет состоять какая-то часть Хурала, та, которую назовут командой Цыденова.