Вооружённое нападение на школу в военном городке на окраине Улан-Удэ уже неделю не сходит с лент ведущих российских информагентств и экранов ТВ. Кровавый инцидент произошёл утром 19 января. Напомним, в один из кабинетов на третьем этаже закинули «коктейль Молотова». Начался пожар, и подросток с топором в руках набросился на учительницу, а после – на ребят, которые в тот момент находились в классе. Спасаться им пришлось бегством.
Всего пострадали семь человек – педагог и шесть детей, включая самого нападавшего – 15-летний подросток хотел покончить с собой. Его вместе с другими жертвами бойни доставили в БСМП. Сейчас парень и два его соучастника находятся в СИЗО.
Незадолго до кровавой бойни в пригороде бурятской столицы аналогичный случай произошёл в Перми. Двое подростков устроили резню в школе № 127, ранили полтора десятка человек и потом попытались свести счёты с жизнью. А через два дня в посёлке Смольное Челябинской области один девятиклассник ударил ножом другого из-за конфликта на перемене.
«Здесь не один психолог, но и психиатр нужен»
После ЧП в Сосновом бору республиканские власти озаботились безопасностью в остальных учебных заведениях. Попасть туда родители учеников отныне могут только по документам и с разрешения директора. Кроме того, все школы хотят укомплектовать психологами – средства на 118 дополнительных ставок заложат в республиканский бюджет.
Нападения, произошедшие в российских городах, в частности – в Улан-Удэ, прокомментировал известный российский психолог Михаил Лабковский. В большом интервью петербургской интернет-газете «Фонтанка» он рассказал, что нужно делать, чтобы в будущем избежать новых трагедий. Лабковский не исключил, что в образовательных учреждениях с детьми должны работать несколько специалистов, а не один.
- Например, в Израиле в школах есть психологи и консультанты. Консультант – педагог, который окончил психологические курсы. У него другая квалификация, он не может ставить диагнозы, но может побеседовать с учеником на тему его тяжёлого душевного состояния, – пояснил он.
Высказался эксперт и по поводу оружия, которое приносят с собой в учебные заведения подростки. По его словам, «всех проверять на наличие ножей и топоров на входе в школу невозможно».
- Мы живём в очень агрессивной среде, которая подогревается средствами массовой информации. Достаточно включить любой канал – там ведущие орут так, что у них только слюни изо рта не летят. На это уже «Comedy Club» пародии делает. Дети во всём этом существуют. Они не могут быть оторваны от этой реальности, – считает эксперт. – Время сейчас в целом агрессивное. При детской неустойчивой психике это провоцирует девиантное поведение. Было ли это раньше, в более спокойные времена? Было. Но, наверное, не так часто. Детей избивали, бойкотировали. Помните, был знаменитый фильм «Чучело»? Сегодня агрессия снова существует на уровне государственной политики. Как шутили в советское время, «побьём Америку по яйцам!» Имелось в виду, конечно, по количеству куриных яиц. А что касается таких случаев, как в Улан-Удэ и Перми, то это результат психопатологии. И здесь не один психолог, но и психиатр нужен.
Лабковский отметил, что с этими детьми, возможно, проводятся психиатрические экспертизы.
- Потому что бывает, что внешне семья благополучная, а ребёнок нет, поскольку он подвергается насилию – не физическому, а моральному, – говорит психолог.
Сколько таких недообследованных семей – неизвестно.
- Хочу отметить, что атаковавшие своих одноклассников таким образом отреагировали на моральное давление, на слова, которые сочли оскорбительными. Физически их никто не избивал, – подчеркнул Лабковский. – Органы опеки и попечительства у нас реагируют только на физическое насилие в отношении ребёнка. К сожалению, даже в рамках диспансеризации дети не проходят никаких обследований на предмет адекватности психического развития, психологических проблем и так далее. Если такие случаи продолжатся, государство будет вынуждено вырабатывать некую программу, при которой в диспансеризацию включат психологов или психиатров.
«На детей даже орать не посмеют»
«Отслеживать» каждого школьника, по мнению специалиста, нереально. С «проблемными» ребятишками нужно будет работать, лечить их и корректировать, заявил Михаил Лабковский.
Он подчеркнул, что выявлять моральное насилие в семье должен именно школьный психолог, а уже после этого в ситуацию могут вмешаться органы опеки.
- Есть известные маркеры – заниженная самооценка, замкнутость, забитость. Если государство вместо того, чтобы менять уголовную статью о побоях на гражданскую, начнёт преследовать родителей за моральные издевательства над детьми, то даже самые психованные будут где-нибудь головой об стенку биться, а на детей даже орать не посмеют. И все сразу станут законопослушными. Если у нас на улице мать орёт на ребенка и доводит его до истерики, никто даже замечания ей не сделает. В любой другой стране вызовут полицию. Мы можем изменить наше общество и сделать менее агрессивным, но только за счёт достаточно жёстких и агрессивных мер.
С полной версией интервью с Михаилом Лабковским можно ознакомиться здесь.
Справка infpol.ru
Михаил Лабковский - практикующий психолог с 30-летним стажем, а последние 20 лет еще и теле- и радиоведущий. Родился в Москве, окончил психфак, был учителем и школьным психологом. Получил вторую степень по психологии в Израиле. В Иерусалиме занимался переговорами между супругами, которые разводятся и при этом делят детей и имущество (специальность — Family Mediation Service – посредник). В мэрии Иерусалима был психологом службы по работе с трудными подростками. Кроме того, работал как частный психолог. В Москве руководит собственной консультацией, практикует индивидуальную, групповую и семейную терапию. Восемь лет вел передачу «Взрослым о взрослых» на радиостанции «Эхо Москвы». Сейчас выступает в «Правилах жизни» (канал «Культура») и на радио «Серебряный дождь», рассказывает об отношениях с мужчинами и женщинами, с родителями и детьми, о любви к себе, зависимостях, ревности, самооценке.