Идея «открыто своровать из магазина и не попасться» несколько лет назад стала очень популярной в среде российской молодежи. Сами мелкие воришки это окрестили шоплифтингом. Сегодня в интернете создаются «профессиональные» сообщества шоплифтеров, которые не только завлекают в свои ряды новых людей, но и зарабатывают на воровстве. Это явление набирает обороты и в Бурятии.
Сегодня такие кражи неожиданно стали модными, потеряли «репутацию» незаконных и активно продвигаются как некая молодежная забава для самых ловких, смелых и умелых.
«Шоплифтер» (shoplifter) в переводе с английского — магазинный вор. Такое понятие появилось в США в 1940-х годах. Именно в этот период возникли первые магазины самообслуживания. Шоплифтер — это тот, кто открыто, но незаметно для охранников и кассиров, выносит из супермаркетов, гипермаркетов и бутиков все, что может вынести, при этом не заплатив.
В России магазины самообслуживания начали открываться с середины 1990-х годов. В Бурятии первые супермаркеты самообслуживания появились около 25 лет назад. В тот период тяжелой экономической ситуации в стране, роста безработицы воровством промышляли многие граждане. Однако обчищали магазины незаметно из-за нехватки средств или банального нежелания платить, осознавая это преступной деятельностью. Сегодня шоплифтинг перестал быть способом выживания, а поход в магазин на халяву превратился в модное сетевое течение. Его сторонники без стыда хвастаются в соцсетях своими трофеями и называют себя мастерами воровства ради забавы.
Не стоит путать шоплифтеров с клептоманами, ведь последние берут, что под руку попадется, и редко гордятся своей зависимостью от краж.
Воровать разрешается
Любопытно, что по законодательству воровство, пусть даже и мелкое, считается преступлением. Однако по факту все дороги шоплифтерам открыты. Впервые резкий всплеск воровства «по мелочи» в российских супермаркетах произошел в 2009 году. Эксперты считают, что этому способствовали поправки в ст. 3.5 и 7.27 КоАП РФ, которые фактически отменяли понятие воровства в небольших масштабах. Согласно этим поправкам, мелким хищением стало считаться имущество стоимостью до 1 тыс. рублей. До этого момента в разряд преступлений попадала кража всего от 100 рублей. С 2009 года многие граждане внезапно осознали, что воровство, например, еды на сумму не более 999 рублей за преступление не считается и в магазин можно ходить без денег.
С 2014 года кражи продолжили декриминализировать: из-за всплеска мелкого воровства правоохранители были загружены административными делами. Поэтому около 4 лет назад лимит, когда за кражу не будет возбуждаться уголовное дело, был повышен до 3 тыс. рублей.
Однако по закону понести наказание даже за такое «мелкое» воровство придется. Так, мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей, путём кражи, мошенничества влечёт наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Мелкое хищение чужого имущества стоимостью более одной тысячи, но не более двух тысяч пятисот рублей, влечёт наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее трёх тысяч, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов.
Заработок на ловкачестве
В Бурятии существует свое сообщество в соцсетях. Группа интернет- шоплифтеров с нецензурным названием, синонимичным слову «своровали», в Улан-Удэ насчитывает менее сотни человек и открывает доступ только «своим». Зато аналогичных групп шоплифтеров в интернете достаточно много. И все они, естественно, выбирают завуалированные названия. Тематика одна — это сообщества по интересам для тех, кто готов воровать из магазинов практически что угодно.
Нам удалось связаться с участницей одной из таких групп и узнать, чем, как и где промышляют шоплифтеры.
Девушка по имени Анастасия с изображением героини мультфильма анимэ вместо фото на «аватарке» поведала, что ей 20 лет. Заниматься шоплифтингом она попробовала еще в школе.
«Я сама начала брать товары в магазинах ради забавы. Мои одноклассники были в одной из таких групп в интернете и все время меня провоцировали попробовать. В первый раз было страшно, даже руки тряслись. Но как только получилось стащить чипсы и открыто через турникеты выйти незамеченной — это показалось прикольным», — рассказала Анастасия.
По словам девушки, своровать можно далеко не все, как об этом любят рассказывать шоплифтеры. В этой среде их называют «жульбанами». Некоторые делают это, чтобы получить признание в сообществе, есть даже уже так называемые «звезды» мелких краж. Они воруют в основном брендовые вещи из дорогих магазинов. Но большинство — это молодые люди, которые бесплатно ходят в супермаркеты за продуктами или на рынки за более-менее модной одеждой.
Кстати, среди шоплифтеров необязательно встречается только молодежь или подростки. Как рассказала Анастасия, наоборот, большинство — это вполне зрелые люди от 25 до 40 лет. Редко бывает и старше возраст. Но чем старше шоплифтер, тем явнее его намерение воровать ради зарабатывания, а не ради просто развлечения или хвастовства.
«Мы не считаем себя ворами. Ну да, мы вещи берем, так это же не мы виноваты, что охрана у магазина такая невнимательная. В Улан-Удэ, кстати, охрана неплохая в больших магазинах, а на рынке ее вообще нет. Бдительность продавца можно легко усыпить. Например, опытный шоплифтер знает, что одеваться нужно прилично, говорить приветливо, вести себя уверенно и спокойно, тогда охрана или продавцы не будут сомневаться. Нельзя долго выбирать товар, это вызовет подозрение. На все отводится не больше 2–3 минут — зашел и вышел. Проще всего «взять» бутылку алкоголя средней стоимости и закуски типа орешек, крекеров, чипсов и прочего. Они вообще забираются на раз: пакетиков много, на каждый не нанесешь спецраспознаватель, поэтому на выходе сигнал о краже не срабатывает. Считаю, что мы учим магазины, как улучшить охрану, где у них пробелы», — говорит девушка.
Кроме того, самые продвинутые воришки знают, что из магазина, чтобы не вызывать подозрений, нужно выходить всегда с покупкой. Дешевый товар — в корзине, более дорогой и тот, за которым приходили, на себе незаметно проносят. Потом все трофеи скидываются в личных сообщениях участникам группы. Все анонимно, даже страницы часто ненастоящие здесь, но тем интереснее. Также Анастасия говорит, что бывали и курьезные случаи, когда шоплифтеры хотели отличиться и показать себя мастерами и выставляли фото с дорогими кроссовками или куртками, якобы унесенными из магазина бесплатно. Но каким-то образом потом выяснялось, что это ложь, их просто купили, а в группе сказали, что вынесли.
В интернете есть даже мастер- классы по шоплифтингу — они в закрытом доступе. Чтобы найти такие, необходимо четко знать, где искать. А вот все открытое видео на ютьюбе, которое учит «тырить вещи безнаказанно» — это, по словам Анастасии, не больше, чем обман. Ни один из способов, которые там демонстрируют, не работает.
Поставили на поток
Сегодня сообщества шоплифтеров в соцсетях исчисляются десятками. В крупнейшем из них, основанном еще в 2013 году, больше десятка тысяч человек со всей России.
Теперь популярным стало «шоплифтить» вещи для других людей за деньги. Клиент платит за услуги щедро, но в итоге получает вожделенный дорогой товар практически даром. А чаще всего воруют по заказу именно дорогие товары. В интернете тоже есть сообщества таких шоплифтеров, которые оживляются в новогодний сезон и после праздников.
Магазинным вором может оказаться любой человек, вне зависимости от возраста, национальности, внешнего вида, социального класса.
В одной из крупных торговых сетей Бурятии это подтвердили реальной историей многолетней недостачи на круглую сумму.
«Мы обратили внимание при подведении итогов за месяц в магазинах, что сумма закупленного дорогого кофе все время не совпадает с суммой по его реализации. То есть по подсчетам получалось, что кофе раскуплен, а в магазинах недостача. Очень долго разбирались, перепроверяли и цену закупки, и цену реализации, грешили на программу, которая считает, и на невнимательность продавцов. Ничего не сходилось. Проверяли и через службу охраны, но ни камеры, ни охранники ничего не замечали. Несколько месяцев проверяли собственных сотрудников на «липкие руки». Но ничего не подтверждалось. Надо понимать, что такой дорогой кофе подозрительно быстро раскупался, хотя обычно за такую цену берут единицы потребителей», — говорят специалисты торговой сети.
Позже в одном из магазинов руководитель предложил тщательно изучить видео с камер. Несколько дней группа сотрудников во главе с начальником службы безопасности магазина вглядывались в монитор и ничего не замечали. Наконец кто-то обратил внимание на странные обстоятельства — в магазин каждый день приходили две женщины средних лет, очень дорого одетых, представительного вида. И каждый день подолгу стояли у стеллажей с кофе. Ежедневная покупка кофе и вызвала подозрение. А при внимательном рассмотрении на видео можно было заметить, что одна женщина отвлекает внимание, просто заслонив собой другую, которая в это время что-то делает у полок.
В итоге приготовили засаду и поймали воровок. Оказалось, что кофе они прятали под одеждой, спокойно выносили, а на полках на место дорогого кофе ставили дешевый. Так, пропажа оставалась долго нераскрытой.
«Потом они этот кофе чуть дешевле продавали через интернет и получали неплохую прибыль. Выносили на сумму меньше 1 тыс. рублей и думали, что ничего не заметят», — заключают в торговой сети.
Пришлось поменять подход к обеспечению безопасности магазинов после этого случая. В целом в крупных магазинах кэш-энд-кэрри отмечают, что недостачи всегда встречаются по мелочам, иногда даже удается поймать воришек на кассе, но они стараются заплатить за товар и все.
А вот продавцы на рынках, где также устанавливают видеокамеры, говорят, что «нет спасу» от желающих украсть. И каждый раз приходится считать убытки: воруют и одежду, и небольшую бытовую технику, инструменты и прочее. Причем чаще всего исчезают с прилавков именно женские и детские вещи.