Неделю назад в Бурятии произошел кровавый инцидент в военном городке Сосновый бор. Случай в школе №5 всколыхнул не только нашу республику, но и всю страну. Девятиклассник ворвался в учебный класс, закинул бутылку с легковоспламеняющейся жидкостью и начал рубить школьников топором. В итоге пострадали пятеро учеников, учитель и сам нападавший. Сейчас девятиклассник и двое соучастников преступления находятся в СИЗО.
ЧП не могло не вызвать множество комментариев по этому поводу. В этой связи мы решили узнать мнение известных в Бурятии людей, что они думают о самом нападении на школу и ситуации в российском обществе в целом.
Иван Кузнецов, актер фильма «Байкальские каникулы», 14 лет:
- Я много читал, выслушивал разные мнения по поводу случившегося в Сосновом бору. Очень страшно. Жалко детей и учителя, которые получили ранения. Желаю им побыстрее пойти на поправку. Не хотелось бы, чтобы такие случаи повторялись. А на счет мальчика, он уже испортил себе жизнь.
Думаю, что детям нужно побольше общаться с родителями, гулять, ходить в кино. Главное, чтобы родители проводили время с детьми. Детей надо по мере возможности ограждать от социальных сетей, Интернет-общение сильно сказывается на подростках.
Я слышал про случай в Перми, когда школьники залетели с ножами в школу. У меня после сюжета внутри пусто было, мне было тяжело осознавать, что такое случилось. И вот, почти такой же случай происходит у нас...
Стас Кадрулев, фотограф:
- Нам постоянно показывают, как где-то в США школьники убивают сверстников из автоматических винтовок. Человечество переживает большой кризис. Что могли сделать родители мальчика, который совершил преступление в Сосновом бору? Взрослый мир состоит из телевизионных ток-шоу, шопинга. Информационное поле забито примитивной пропагандой, в которой участвуем все мы. СМИ делают рейтинги, сердобольные граждане бьются в истерике о бездуховности. Пройдет неделя, все будет как и прежде. Люди привыкли к этому. Мы только делаем вид, что тронуты, на самом деле это не так. Нужно задуматься о новом мире, с совершенно другими ценностями.
Баир Цыренов, депутат Народного Хурала Бурятии от КПРФ:
- ЧП в Бурятии очень напоминает инциденты, которые распространены в американских школах. Причиной происшествия в Улан-Удэ, возможно, послужила общая социальная неустроенность. Также мог повлиять современный информационный фон, где очень много негатива. Но это всё пока на уровне догадок, разобраться в причинах должно следствие. Связано ли нападение в бурятской школе с инцидентом, произошедшим в Перми, сказать сложно. Вряд ли это можно считать какими-то объединёнными акциями. Но в целом оба этих случая показывают, что в обществе существует огромная социальная проблема. Повышается агрессия, в том числе среди детей. Информационное поле не способствует позитивному настроению — сообщения о войнах, конфликтах, нападениях поступают ежедневно. Криминогенная обстановка в России, и в Бурятии в частности, высокая. Это говорит о том, что люди не видят способов решения своих проблем в цивилизованном формате. Можно также предположить, что ученик готовился к этой акции заранее. Возможно, у подростка проблемы с психикой. Но в любом случае, как говорится, во всех проблемах детей виноваты взрослые.
Солбон Лыгденов, режиссер:
- Все эти трагические события – результат нынешнего подхода к воспитанию молодого поколения в целом. Не надо усиливать охрану школ, необходимо в корне пересматривать образование и воспитание. И дело даже не в гаджетах, ведь это просто средство связи.
В одно время дети звонили и говорили о минах в школах, сейчас же ситуация вышла за рамки разумного. А в мою молодость, нам стыдно было даже материться. Мы с друзьями за мат, скидывали копейки в общую копилку. Мир меняется. Настало время, когда нужно менять систему, задуматься о будущем наших детей, их благосостоянии и духовности. Я всегда придерживаюсь девиза, который прочитал у индейских мудрецов: нам земля наша не оставлена в наследство от наших родителей, она взята в долг у наших детей! Лучше не скажешь.
Марина Пояркова, психолог:
- Насколько я знаю, в школе, где случилась трагедия, работает школьный психолог. Однако в школах нашего города по штату положен всего один специалист на все классы. Это огромный фронт работы. Думаю, что в школе должно быть как минимум три специалиста для младших, средних и старших классов. И еще важно, чтобы они работали во взаимодействии. Не плохо было бы, если бы в детских садах тоже были такие работники. Тогда соблюдалась бы преемственность, Но это идеальная картина.
Что касается случившегося, более подробно можно было бы сказать после исследования ситуации на месте. Спровоцировать такой поступок могло всё что угодно: конфликт с учителями, одноклассниками, Интернет. Все знают, что подростковый возраст - самый тяжелый период, если рассматривать всю жизнедеятельность человека. В этом возрасте идет отрицание авторитетов (в том числе родительского). В тоже время большое значение для подростка имеют сверстники. У многих детей формируется зависимость от Интернета и компьютерных игр. Они привыкают к жестокостям в игре, дети не осознают, что выстрелы из пистолета или махания топором в реальности могут привести к смерти, а это уже не игра, это навсегда. Всем родителям надо задуматься об этом и вводить для своих детей жесткие ограничения при просмотре телевизора и в Интернете. Допустим, в будние дни ребенок может играть по полчаса, а в выходные два часа. Совсем запрещать нет необходимости. Это наша новая реальность. Этим нужно уметь пользоваться.