Федеральное правительство расширило действие концепции развития дальневосточных приграничных территорий — теперь она распространяется на Забайкальский край и Бурятию. Отныне эти регионы получат такую же господдержку, как и Дальний Восток. Как сообщает «Коммерсант», распоряжение правительства об этом опубликовано на сайте Белого дома.
Приближение административной поддержки макрорегиона к дальневосточному уровню на этом не остановится — к февралю Минэкономики должно представить в правительство предложения по формированию спецразделов в госпрограммах для Байкальского региона по аналогии с Дальним Востоком, спецразделы для которого контролирует Минвостокразвития.
Напомним, концепция была разработана Минвостокразвития и утверждена правительством в ноябре 2015 года. Финансирования этот документ не предполагает — основные средства на обеспечение развития Дальнего Востока и Байкальского края заложены в соответствующей госпрограмме (в 2017-2019 годах — более 50 млрд руб.). Власти рассчитывают, что особый статус таких территорий поспособствует закреплению населения в приграничных населенных пунктах, приросту малого и среднего бизнеса, а также модернизации инфраструктуры.
Напомним, впервые идея объединения 11 регионов Дальнего Востока и Забайкалья в особый макрорегион под управлением специальной госкорпорации обсуждалась еще в 2012 году (вместо Бурятии в него предлагалось включить Иркутскую область), но была отвергнута, как административно неприемлемая. Обсуждаемая сейчас возможность расширения действия концепции приграничного развития за пределы Дальнего Востока также рассматривалась и ранее, но тогда перспективы казались более отдаленными — исходить планировалось из успешности ее реализации. Пока деятельность правительства была формальной — до конца 2016 года велась организационная работа, а реальные мероприятия должны начаться в этом и продлиться до 2025 года.
Как отмечается в новой версии документа, подготовленной Минэкономики, экономика байкальских приграничных территорий «имеет преимущественно слабый, дотационный характер», во многом описание их положения выглядит более удручающим, чем в дальневосточных регионах. Так, обеспеченность расходов бюджетов приграничных муниципалитетов собственными доходами в Байкальском регионе составляет в среднем 66,5% (против 92% по ДВФО). Слабо развит малый и средний бизнес, его доля составляет 1,5% в Бурятии и 1,8% в Забайкалье (9% в ДВФО и 21% в среднем по РФ). В «критическом состоянии» находятся автодороги в приграничных поселениях, ежегодно ухудшается состояние жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры. Износ сетей тепло- и водоснабжения составляет 83% (в ДВФО — 70%), а доля негазифицированных приграничных поселений в Забайкалье достигает 92%, а в Бурятии и вовсе 100% (на Дальнем Востоке — 64%). Кроме того, отмечается «практически повсеместное отсутствие сотовой связи в ряде приграничных пунктов» — их жители вынуждены пользоваться услугами операторов Китая и Монголии.
Отметим, придание нового статуса территориям Бурятии и Забайкалья укладывается в наметившуюся тенденцию по приравниванию поддержки Байкальского региона к поддержке Дальнего Востока. С середины 2015 года Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ) получил юридический механизм для оказания помощи проектам в Байкальском регионе — но они проходят по линии Минэкономики, а не Минвостокразвития. По оценкам вице-премьера Юрия Трутнева, для полноценного развития Байкальского региона требуется докапитализация ФРДВ на 25% от потребности в средствах на развитие Дальнего Востока: глава фонда Алексей Чекунков ранее оценивал ее на 2017 год в 20 млрд руб. Правительство же продолжит расширять административную поддержку макрорегиона: к 1 февраля Минэкономики должно представить предложения по целевым разделам госпрограмм на развитие Байкальского региона (ДВФО получил право контролировать «свои» целевые разделы в ноябре 2016 года).