9 января 1957 года Президиум Верховного совета СССР издал указ о восстановлении национальной автономии калмыцкого народа. В тот же день последовал и указ Президиума ВС РСФСР «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе Ставропольского края». Началось возвращение выживших калмыков из мест ссылки на родную землю.
К годовщине этой даты в Национальном музее Калмыкии правительством республики, Калмыцким научным центром РАН и Калмыцким региональным отделением Российского исторического общества был проведен круглый стол, в работе которого приняли участие ученые, общественники, журналисты. В речах выступивших на мероприятии был затронут важный исторический нюанс: у калмыков в отличие от других получивших восстановление автономии народов была восстановлена не республика, а только область в составе Ставропольского края. С одной стороны это объясняется тем, что калмыки возвращались на полностью очищенную от национально-государственных институтов территорию, в отличие, например, от карачаевцев и балкарцев. Однако, чеченцы и ингуши попали в такую же ситуацию, но у них все же была восстановлена сразу республика. Это отличие объясняется тяжелым положением народно-хозяйственного комплекса на бывшей территории Калмыкии.
Напомним, что земли КАССР были поделены между четырьмя соседними областями и краями, причем Астраханская область была создана как раз в день ликвидации калмыцкой республики. Область образовывалась тем же указом Президиума ВС РСФСР, которым упразднялась республика. Астраханская область тем самым получала калмыцкие земли. Позднее, при восстановлении автономии большая часть отданных Астрахани земель калмыкам возвращена не была. Судя по плачевному состоянию народного хозяйства на бывших территориях КАССР пребывание под управлением соседних областей на пользу им не пошло. Все это в совокупности с тем фактом, что потери калмыков в период депортации и ссылки оказались едва ли не самыми высокими среди репрессированных народов, привело к тому, что национальная автономия была восстановлена только на уровне области. Тем не менее, уже в июле 1958 года статус автономии вновь был поднят до республики, но часть ее прежних территорий по сей день осталась в составе Астраханской области и Ставропольского края.
Последствия репрессии калмыков и незавершенной территориальной реабилитации продолжают оказывать негативные последствия. Так, единственный частично сохранившийся шедевр калмыцкой архитектуры – Хошеутовский хурул остался на территории Астраханской области, процесс его реставрации затянулся на десятилетия.
Собравшиеся на круглом столе также затронули тему исторической памяти. Беспокойство старшего поколения вызывает тот факт, что молодежь постепенно перестает должным образом воспринимать весь трагизм истории депортации. По словам депутата Элистинского горсобрания Валерия Эрдниева, для многих жителей республики официальный День памяти и скорби – всего лишь обычный выходной, лишний свободный день в предновогодней суете. В этом его полностью поддержал художественный руководитель Национального драматического театра РК Борис Манджиев, предложивший превратить День памяти 28 декабря из заорганизованного мероприятия в настоящий день национального траура с минутой молчания, остановкой работы предприятий, траурными гудками общественного и личного автотранспорта, с уроками памяти в школах, как принято в других странах.