О намерениях построить третий мост через Уду городские и республиканские власти говорят уже несколько лет. Он попал в программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Строительство должно было завершиться в прошлом году. С помощью моста с шестиполосным движением у авторынка на Приречной планировалось соединить Октябрьский район (улицы Сахьяновой и Трубачеева) с Железнодорожным (на Дальненагорной и Третьей транспортной) и, таким образом, «разгрузить» дорожное движение.
Однако реализация проекта упёрлась в нехватку финансирования. В 2013-м году объект исключили из ФЦП. Для одного же республиканского бюджета сумма оказалась неподъёмной, о чём не раз заявляли власти.
- Мы можем ввязаться в строительство этого моста за бюджетные деньги, но строить будем долго. Из двух миллиардов «дорожных» денег мы, конечно, не сможем отдать все, потому что нам дороги надо содержать, – пояснил тогда глава Бурятии Вячеслав Наговицын. – Может быть, мы сможем в год 200 миллионов или 250 миллионов отдавать, но 10 лет строить.
«Нам он нужен»
После этого вопрос «повис» в воздухе. В качестве варианта рассматривалось строительство платного моста. Республика не исключала возможности банковского кредита, выплачивать который планировалось сообща с населением. На сайте Минэкономики по этому поводу даже организовали голосование. Но большинство жителей республики выступили «против».
На одном из правительственных брифингов глава республиканского Минтранса Сергей Козлов заверил: мост появится.
- Этот вопрос достаточно капиталоёмкий, его стоимость 2,8 миллиардов рублей. На сегодняшний день городом разрабатывается рабочая документация по объекту, – пояснил министр. – Нам он нужен – республике, Улан-Удэ. Это безусловно. Поэтому мы обязаны реализовать проект.
«Мечтать не вредно»
В итоге на выручку пришли бизнесмены из Китая: они выразили готовность вложиться в реализацию масштабного проекта. Соответствующее соглашение о намерениях сотрудничества руководство Улан-Удэ подписало с международной Хулунбуирской строительной корпорацией «Тянь Чен» в апреле. Со своими предложениями выступали и жители бурятской столицы.
- Как человек, который всю жизнь жил, учился и работал в центре города, я не понимала проблем людей. Пока не устроилась на новое место. Офис находится на Кирзаводе. Ни магазинов, ни кафе нормальных, ни терминалов, никакой структуры и никаких дорог и адекватных путевых сообщений, – написала минувшей весной одна из посетительниц популярного паблика «Аноним 03».
Она предложила составить петицию в поддержку строительства ещё одного моста и даже опубликовала схему. Некоторые участники сообщества её идеи поддержали, другие отнеслись к предложению скептически. «А деньги кто вкладывать будет?», «Мечтать невредно с нашим правительством», «А толку предлагать», «Построить мост, чтоб одна дама могла ездить на работу спокойно, а если переедет – и мост перенесем, куда её душе угодно», – иронизировали улан-удэнцы.
«Какие деньги?»
Несколько месяцев спустя в республиканском правительстве заявили: в городе могут появиться аж два новых моста, но оба будут платными: это обязательное условие для получения федерального финансирования.
В конце декабря «Улан-Удэстройзаказчик» объявил конкурс на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства долгожданной переправы. Соответствующая заявка появилась на сайте управления по муниципальным закупкам Улан-Удэ. Победитель торгов станет известен уже 23 января. Как отмечается в техзадании, ему предстоит рассчитать возможность и эффективность реализации проекта – в техническом, технологическом и экономическом аспектах. А ещё – определить основные техпараметры будущего моста и оценить сроки и затраты, связанные с инженерными изысканиями, разработкой проектной документации и выполнением строительно-монтажных работ.
На эти цели городские власти готовы выделить 15 миллионов 234 тысячи рублей. Источник финансирования – муниципальный бюджет. Подрядчик проведёт социологическое исследование, оценит интенсивность движения по мосту и рассмотрит варианты системы взимания платы.
Согласно конкурсной документации, дорога будет магистрального типа, длина объекта составит один километр, ширина – 220 метров. Данные о количестве полос, скоростном режиме и размере тарифа (если переправа всё-таки будет платной) пока не уточняются.
Телеканал АТВ поинтересовался у улан-удэнцев, готовы ли они «раскошелиться», чтобы попасть с одного берега Уды на другой и какую цену за проезд готовы назвать приемлемой. Некоторые горожане отнеслись к этой идее без особого восторга.
- Платная? Ну, отрицательно, наверное. Городу же нужен мост по идее-то. А если он будет платным, какой с него тогда толк?
- Мы таких денег не зарабатываем, чтобы платить за дорогу. Понимаю, у нас был бы мегаполис, зарабатывали бы достаточно хорошо, прожиточный минимум допустим тысяч 50 был бы. Тогда не вопрос, конечно. А здесь у нас восемь тысяч прожиточный минимум, даже не восемь, а семь. Какие деньги?