банкротство
7399

«БайкалБанк» уничтожили москвичи?

СМИ узнали причины «гибели» кредитного учреждения

Фото: Юлия Плеханова

С тех пор, как у единственного в Бурятии регионального банка отозвали лицензию, минуло почти пять месяцев. О причине столь радикальных мер infpol.ru уже сообщал. В их числе – «неисполнение законов о банковской деятельности и нормативных актов» и «неадекватная оценка кредитных рисков в условиях размещения денежных средств». Кроме того, в Центробанке отмечали: руководство и собственники «Байкал Банка» целый месяц осуществляли схемы и сделки для вывода своих активов.

С 1 сентября банк-агент начал выплаты страховых возмещений клиентам. А за несколько дней до этого Нацбанк Бурятии от лица регулятора подал в Арбитражный суд республики иск о признании «Байкал Банка» банкротом. В конце октября заявление удовлетворили.

По данным федеральных СМИ, осенью «дыра» в капитале финансового учреждения достигла  6,36 миллиарда рублей. До проверки, проведённой регулятором, этот показатель составлял 744,7 миллиона.

Месяц молчания

Начиная с апреля и вплоть до отзыва лицензии предпринимателям, которые обслуживались в кредитной организации, приходилось сталкиваться с трудностями. На межбанковские платежи установили лимит в размере 10 % от остатка на счёте, а  банкоматы для юридических лиц ProCash не работали. Невозможно было снять наличные и, следовательно – оплатить аренду помещений и выдать зарплаты своим сотрудникам.

Клиенты  терялись в догадках, что же произошло на самом деле и обсуждали сложившуюся ситуацию в официальной группе «БайкалБанка» «ВКонтакте». Там же задавали «наболевшие» вопросы: «Будет какая-то информация? Молчание прекратится?». В случае, если обслуживание не возобновится, пользователи соцсетей даже прогнозировали «массовый отток» юрлиц и ИП.

Руководство финансовой организации прервало молчание лишь месяц спустя. На специально организованной пресс-конференции 19 мая представителям СМИ пояснили причины «коллапса». Как выяснилось, произошёл он из-за попытки «слива» зашифрованной информации.

- Когда пошёл первый сброс этой информации извне банка, автоматически сработала охранная система. И было управленческое решение просто отключить все каналы связи. Наверное, то, что мы просто стали закрывать офисы, было неправильно, и это наша ошибка: с клиентами надо общаться, – рассказал СМИ председатель правления Вадим Егоров.

Он добавил: угрозы платёжеспособности «БайкалБанка» нет – как и оснований для проведения санации, и банкротство ему не грозит. А незадолго до этого в учреждении взялись за восстановление, мягко говоря, «пошатнувшейся» репутации и начали рассылать официальные извинения «за доставленные неудобства» своим клиентам.

Претензий нет

В конце мая во время рабочей поездки в Москву глава Бурятии Вячеслав Наговицын встретился с главой Центрального банка России.

- Эльвира Набиуллина сообщила, что сегодня у Центробанка нет вопросов к деятельности «БайкалБанка». У него были решаемые технические проблемы. Претензий к финансовой политике также не имеется. «БайкалБанк» имеет все возможности и ресурсы, чтобы полностью нормализовать ситуацию. Она не требует вмешательства регулятора, – рассказал пресс-секретарь главы республики Александр Мальцев.

Правда, когда именно нормализуется ситуация, в правительстве не сообщили. В начале июня жители Бурятии и крымчане, которые обслуживались в банке, жаловались, что не могут снять деньги. На это сотрудники финансовой организации поясняли: «ажиотажный спрос на наличность не спал и потому банкоматы довольно быстро опустошают».

Варяги из Москвы

Вскоре в СМИ и соцсетях начала распространяться информация, что в руководстве «БайкалБанка» появились новые лица. Двоих из них – Виталия Авдеева и Игоря Сараева – сотрудникам представили как советников председателя совета директоров Александра Венедиктова. На тот момент бессменный председатель правления и основатель единственного в Бурятии регионального банка Вадим Егоров уже ушёл в бессрочный отпуск. 

В официальной группе ББ «ВКонтакте» всё чаще стали появляться предположения о смене собственника и даже о рейдерском захвате банка. В частности, отмечалось, что финансисты из Москвы взяли под контроль его активы.

«Последствия приходится расхлёбывать»

В конце июня в интервью ГТРК «Бурятия» пролить свет на ситуацию вокруг «БайкалБанка» попытался теперь уже бывший председатель совета директоров Александр Венедиктов. Он заявил: то, что произошло в апреле – не что иное, как технический сбой.  

- В банковской структуре это  всегда сопряжено с некими последствиями, которые очень долго приходится расхлёбывать, – подчеркнул Венедиктов. – Не буду говорить о макроэкономических причинах, которые, наверное, всем обрыдли – и доллар дорогой, и экономика «просела». Всё это присутствует, но присутствует далеко не первый день. Основа экономического сбоя, который произошёл в банке – это неправильные управленческие решения. Естественно, будут сделаны выводы и впредь этого не допустят.

«Упаси бог»

Венедиктов заявил: банк «перерос себя» и стал структурой «федерального толка», а потому и управлять этой структурой нужно по-другому.

- Перемены, вне всякого сомнения, будут, – отметил он. – Я хотел бы акцентировать внимание, что банки такого толка не могут принимать управленческие решения кем бы то ни было. Иванов, Петров, Сидоров, Егоров, Венедиктов… Это не есть правильно и так не будет. Акционерные банки – это делегирование всем уровням управления своих полномочий и функций – совету директоров, правлению банка, кредитному комитету, службе внутреннего контроля и внутреннего аудита. И как только эти механизмы начинают работать в рамках требований ЦБ, устойчивость обеспечена и риск минимизирован.

Увольнений топ-менеджеров не было, заверил экс-глава совета директоров.

- Упаси бог. Грядут, конечно, перемены.  Присутствуют и определённые кадровые изменения. Но это решение акционеров. Тут нельзя по чьему-то велению допускать какие-то движения. Упаси бог,  – повторил он. – Новые акционеры в рамках сбоя проявили себя самым лучшим образом, потому что если банк «лечат», то, в первую очередь, финансовыми ресурсами.

Имена «спасителей» он называть не стал, лишь отметил, что кандидатура вышеупомянутого Авдеева прошла согласование в Центробанке. То есть косвенно подтвердил, что новое лицо в совете директоров всё же появилось.

Уголовное дело и «серые схемы»

Но в итоге обещания так и остались обещаниями. Отметим, некоторые жители республики до последнего выступали против банкротства кредитной организации. В начале сентября в Интернете даже организовали сбор подписей под соответствующей петицией. Большинство же интернет-пользователей отнеслись к этой идее скептически: они отмечали, что «лопнувший» банк уже не спасти. И подтверждение тому – уведомления о сокращениях, которые в сентябре начали получать бывшие сотрудники. В ноябре по факту банкротства ББ возбудили уголовное дело

В начале декабря стало известно, что руководство «Байкал Банка» не передало временной администрации оригиналы кредитных договоров на общую сумму порядка 1,4 миллиарда рублей. Кроме того, при обследования финансового состояния банка в действиях руководства, собственников и должностных лиц выявили признаки вывода ликвидных активов на общую сумму более 4,2 миллиардов.

- По оценке временной администрации, стоимость активов банка не превышает 2 миллиардов рублей при величине обязательств перед кредиторами в размере 8,2 миллиарда, в том числе 7,1 миллиарда – перед физическими лицами, – сообщили в пресс-службе Центробанка.

Информацию о «серых» операциях, которые проворачивало руководство  ББ, Центробанк направил в Генпрокуратуру, МВД и Следственный комитет России  – «для рассмотрения и принятия соответствующих процессуальных решений».

Деньги вернули

Сегодня бывшие клиенты ББ, среди которых – 20 тысяч человек и ещё около 600 предпринимателей – получили свои «кровные», в общей сложности – 3 миллиарда рублей. ИА «Восток-Телеинформ» отмечает: после закрытия финансовой организации обязательства по выплатам денежных сбережений вкладчиков взял на себя Сбербанк.  

Между тем, журналистам телеканала АТВ стали известны эксклюзивные подробности громкого банкротства. Выяснилось, что за ним стоял так называемый «банковский альянс» – группа банкиров, связанных  с различными кредитными учреждениями. В их числе – «Арксбанк», «РУБанк», «Мособлбанк» и другие. Все они работали как «пылесосы», собирая вклады доверчивых россиян под баснословные проценты и «растворялись» после аннулирования лицензий.

После апрельских событий, когда тысячи клиентов штурмовали офисы и опустошали банкоматы, в Бурятии появилась компания «спасателей» во главе с Виталием Авдеевым, который впоследствии стал председателем правления «Байкал Банка». Новый руководитель обещал финансовой организации развитие и золотые горы, напоминает АТВ. Изрядно наследившая в Москве компания под видом спасения банка на самом деле выводила из него активы. Аннулирование лицензии было лишь вопросом времени, и новое руководство временем воспользовалось умело.

После отзыва лицензии ББ прекратил свою работу, и тысячи клиентов не смогли снять деньги. В итоге их пришлось возвращать по страховке. В самой сложной ситуации оказались юридические лица, которым приходится отстаивать свои «кровные» в судах. А средства клиентов, которые переводили деньги через ББ – например, при оплате коммунальных услуг, «зависли» на корреспондентских счетах. Юрист и председатель общественного объединения «Союз кредиторов и заёмщиков БайкалБанка» Виталий Хонихоев отмечает:  теперь, в связи с процедурой банкротства, ждать деньги  клиентам придётся от трёх до пяти лет.

«Вывезли ночью и отправили в Москву»

Денег и имущества у банка, судя по всему, не осталось, передаёт АТВ: всё имущество кредитного учреждения – офисы и земельные участки в районах Бурятии, здания в Улан-Удэ и пять гектаров земли в Истринском районе Подмосковья – было распродано в начале августа. Итого 33 объекта оказались в руках у двух ООО – «Финбазис» и «Комплектэкспресс». Расплатились они векселями на миллиард рублей.

- Вексель – это долговое обязательство со стороны ООО и он, в принципе, ничего не стоит. В любой момент это ООО может исчезнуть или продать имущество и с вами не рассчитаться, – отмечает Виталий Хонихоев.

Причём, по его мнению, суммы взяты с потолка. Реально эти объекты никто не оценивал, и не исключено, что рыночная стоимость имущества значительно больше. Железнодорожный районный суд Улан-Удэ признал обе сделки недействительными.

- Сейчас это решение той стороной, конечно, оспаривается, обжалуется. Надеемся, что оно устоит во второй инстанции, – говорит юрист.

На векселя обменяли и требования по кредитам на 1 миллиард 700 миллионов и ещё 15 миллионов в золоте. Но и это – не все потери. По словам бывших сотрудников, золотые слитки и деньги были просто вывезены ночью и отправлены самолётом в Москву. Все эти средства ещё предстоит вернуть клиентам. Как это будет сделано и будет ли вообще, решится в ближайшее время. В феврале состоится первое собрание кредиторов, которым должен «БайкалБанк».

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях