Общество
4618

Жители одного из поселков Бурятии «бьются» с перевозчиком

Конфликт между сельчанами и маршрутчиками дошел до властей республики

Фото автора

Проблемы с маршрутом №115 начались летом 2016 года из-за нескольких отмененных рейсов. Жители жалуются на безответственность и равнодушие перевозчика, а он, в свою очередь, говорит о нерентабельности дополнительных поездок.

Конфликт стал приобретать широкий размах и дошел до министра транспорта Бурятии Сергея Козлова и заместителя председателя правительства Бурятии по развитию инфраструктуры Николая Зубарева.

Три рейса

В 2013 году с перевозчиком заключили договор на три рейса с Центрального рынка Улан-Удэ до поселка Верхний Саянтуй. При проведении конкурса по совету с администрацией сельского поселения и жителями назначили три маршрута:  в 7:25, 12:30 и 17:35 из Улан-Удэ, в 8:20, 14:00, 18:30 - из Верхнего Саянтуя. Стоимость проезда с одного конца на другой - 55 рублей, а между конечными  остановками варьируется в зависимости от расстояния.

В апреле 2016 года жители собрались и попросили добавить маршрут из Улан-Удэ в 16:30 (кроме воскресенья и выходных дней) и 18:30. Перевозчик согласился и принял условия. Летом он попросил, чтобы отменили рейс 16:30 с условием, что возобновит его с сентября. Пришла осень, но перевозчик не возобновил рейс, обосновывая это тем, что в это время нет пассажиров. Но жители села говорят о большой необходимости данного рейса.

- Я ничего не говорю о трех стабильных рейсах, но наше село относится к поликлинике №2, которая находится в Нижнем Саянтуе. Мы все туда ездим по вопросам здоровья. Утром около 10 часов я приезжаю  туда, прохожу прием у врача, мне до 12:30 никуда не успеть, а рейс в 16:30 для меня самое удобное время, чтобы вернуться домой. Еще один нюанс. Рейс в 18:30 из-за нерентабельности перевозчик тоже хочет отменить. Наш терапевт принимает с 17:00 до 20:00. После приема получается так, что  возможности уехать нет, - говорит пенсионерка Яна Васильевна.

Не по расписанию

Со слов жителей села, маршрут уже полгода ходит не по расписанию. На сходе села жители приняли новое расписание автобуса. Отменили рейс в 11:00 и перенесли на 19:00, оставили рейс на 16:30. В итоге автобус начал ездить только в 18:00. А в остальные вечерние рейсы он не делает. Водитель считает, что рейс нерентабельный.  Жители не согласны.

- Мы живем в 25 км от города и в 8 км от Вознесеновки, где каждые 30 минут ходит автобус. И почему-то водитель ездит один. По технике безопасности этого делать нельзя. Люди возмущаются. Никто навстречу нам не идет, все считают, что мы должны ездить три раза в день. Утром, в обед и вечером, как это было в СССР. Работы у нас нет, все разрушено, колхоза нет. Все работают в городе или в пригороде. Утром люди едут на работу. Но из-за того, что в назначенное время маршрут не проходит, люди не могут вернуться домой. Мы согласны, что пассажиров иногда бывает мало, потому что живем в тупиковой деревне. Но каждый рейс привозит по два или три человека. Еще нужно взять во внимание то, что по пути маршрута находится много поселков. Население в нашем селе 308 человек, не считая новых жителей, дачников и родственников, которые ездят в гости, - возмущается председатель ТОСа Надежда Андреева.

Обсуждение проблемы

Транспортный конфликт набирал обороты постепенно. Водитель маршрутки стал постоянно нарушать не только время рейса в 16:30, но и все остальные. Если до Верхнего Саянтуя не было пассажиров, он разворачивался и не доезжал до конечной, где его ждали пассажиры. Сельчане рассказывают, что на замечания водитель грубил и угрожал, что вообще не станет ездить до конца. Тогда жители обратились в районную администрацию и Минтранс. Перевозчику сделали замечание за поведение водителя и провели мониторинг. По его результатам в селе организовали собрание, на котором присутствовали жители села, перевозчик, районная и сельская администрации, Николай Зубарев и представители Минтранса.

- Сначала сам перевозчик на протяжении недели вел мониторинг, потом Минстрой присоединился к нему, тоже ездили неделю. На самом деле наполняемость автобуса маленькая. Самое большое количество - один раз за две недели было 12 человек, которые доехали до конечного пункта. В остальные дни – 3 - 4 человека, а в большинстве случаев вообще не было людей. Мы собрались для того, чтобы выяснить, нужен нам этот рейс или не нужен. Может быть, рейс нужен в какие-то дни? Есть предложение объединить два рейса в один в удобное для жителей время. Мы обсудим, сколько нужно этих рейсов, - сказал на собрании первый заместитель руководителя Минтранса Алексей Назимов.

Мнение главы района

Глава Тарбагатайского района Виктор Максимов высказал свое предостережение сельчанам.

- Когда маршрут начал обрабатываться, народ не поехал. Я не знаю, зачем людям выезжать в город в столь позднее время. Если мы на 16:30  и на 20:00 сделаем рейсы, смею предположить, что автобус будет ходить пустой или полупустой и перевозчик принесет в администрацию района расчеты по своим убыткам. И мы будем вынуждены установить ему новый тариф. Экономически его требование будет правильным. Он будет ходить по тому времени, которое предложили жители, но пассажиры будут платить в несколько раз больше. Или делаем так: объединяем два рейса 16:30 и 18:30 в 18:00. Наше предложение-  выбрать из двух вариантов. Если перевозчику не будет выгодно, в селе не будет маршрута. Перевозчик откажется от него, потому что никто в убыток работать не будет, если мы ему не дадим экономически обоснованную цену на тариф, - говорит глава района.

Мнение перевозчика

Сам перевозчик Станислав Романов говорит о нерентабельности маршрута и выдвигает свое предложении?

- Мы частные перевозчики, нам дотации не предоставляют. Мы провели мониторинг и Минтранс тоже. Он выявил, что загрузки маршрута нет. Самый первый рейс троих везет, в 8:30 - человек 10, в 14:00 - 8. В 16:30 пассажиров нет, в 17:00 – 10, в 18:30 тоже 10. Если было бы несколько перевозчиков или автобусов, для меня было бы выгодно. Мое предложение такое.

Как проверить?

Жители села выслушали предложение перевозчика, но у них возник вопрос: на основании каких документов он говорит об убыточности рейса, если билеты не выдаются?

- Перевозчик билетов не дает. Как вы проверяете число пассажиров? Человек по этому рейсу не ездил полгода. Мы не говорим, что автобус будет ходить полным до нашего села. При минимальном количестве пассажиров он зарабатывает примерно 3000 рублей. Во время проведения мониторинга он договаривался с 137-м маршрутом, который ходит вовремя и собирает пассажиров до Нижнего Саянтуя, а сам выезжал с опозданием. Зимой никто не хочет мерзнуть, и сельчане тратились на такси. В дни без мониторинга три маршрута выезжали вовремя, и маршрутка всегда была полной. Мы требуем новое расписание. А если перевозчик не согласен с этим, то он может отказаться от маршрута, - говорит  Надежда Андреева.

Заместитель председателя правительства Бурятии по развитию инфраструктуры. Николай Зубарев, прибывший по прошению сельчан, после того как выслушал все стороны, предложил провести новый мониторинг с условиями, поставленными жителями Верхнего Саянтуя.

Предложение всеми сторонами принято. Мониторинг маршрута начался  9 января 2017 года и будет проводиться 10 дней. В условия мониторинга сельчане ввели обязательное присутствие одного из представителей села на каждом рейсе, выдачу билетов за проезд каждому пассажиру и толерантное отношение водителя к пассажирам.

Мы следим за ситуацией, происходящей в селе Верхний Саянтуй.

Автор: Болот Батожаргалов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях