Имя нового главы республики станет известно в сентябре. Партия власти намерена выдвинуть на этот пост своего кандидата, которого выберут в ходе предварительного голосования. Победа на нём – обязательное условие для включения в предвыборный список «Единой России».
Кто примет участие в праймериз, пока остаётся загадкой. Ранее в интервью ИА «UlanMedia» секретарь БРО ЕР Владимир Павлов сообщил, что подать заявление в политсовет регионального отделения сможет любой желающий. Регистрация кандидатов будет производиться в порядке самовыдвижения.
«Сделаем работу качественно»
Отметим, «Единая Россия» – единственная в стране партия, которая советуется с избирателями по вопросу включения в списки своих кандидатов. Праймериз – это своеобразные мини-выборы, а точнее, их «пробная версия» с реальными бюллетенями, избирательными участками и предвыборной кампанией.
Так, минувшей весной в ходе праймериз «Единой России» жители Бурятии, как и остальные россияне, голосовали за кандидатов в Госдуму. Поставить «галочки» в бюллетенях можно было сразу за нескольких претендентов.
Пятёрку лидеров в итоге возглавил министр образования республики Алдар Дамдинов. Второе место в списке занял депутат улан-удэнского горсовета Николай Будуев, третье – депутат Народного Хурала Баир Доржиев, на четвёртом и пятом расположились, соответственно, парламентарии Игорь Зубарев и Баир Цыренов.
Дамдинова на думских выборах «бросили» на одномандатный округ, а Николай Будуев оказался третьим в межрегиональном списке, объединившем Бурятию, Иркутскую область и Забайкальский край. В итоге экс-министр обошёл своего ближайшего оппонента более чем на 40 тысяч голосов. А Будуеву перешёл мандат лидера «единороссов», председателя правительства России Дмитрий Медведева. Таким образом, в ближайшие пять лет интересы Бурятии в Госдуме будут представлять два депутата.
Однако праймериз на пост главы Бурятии – в отличие от «госдумовских» – будет руководить не организационный комитет, созданный политсоветом БРО ЕР, а непосредственно региональный политсовет.
- Мы эту работу сделаем очень качественно, чтобы подобрать именно ту кандидатуру, которая однозначно одержит победу и станет главой Бурятии, – рассказал ИА «UlanMedia» Владимир Павлов.
Модели на выбор
Сроки предварительных выборов, скорее всего, назовут после очередного съезда «Единой России», который пройдёт в Москве с 21 по 22 января. Как стало известно «Коммерсанту», партия власти не будет настаивать на открытой модели праймериз – когда в голосовании принимают участие все жители региона, пришедшие на участки. Ведь кандидатам придётся приложить дополнительные усилия для победы – встречаться с избирателями, вести дебаты с оппонентами. По словам собеседника «Ъ», не все действующие губернаторы, которые собираются идти на новый срок, морально готовы к этому.
Исключением могут стать Ярославская и Калининградская области и Бурятия.
- Центральный исполком партии нам рекомендовал эту модель, и мы на ней остановились: она более демократичная, – пояснил изданию первый замруководителя республиканского исполкома «Единой России» Владимир Ведерников.
Дмитрий Миронов, который был назначен врио главы Ярославской области в 2016 году – незадолго до единого дня голосования, пока не решил, пойдёт он на предстоящие выборы от «Единой России» или же в качестве самовыдвиженца. Однако именно от этого зависит, по какой модели пройдут предварительные выборы.
- Если будет принято решение о выдвижении от «Единой России», то, вероятнее всего, это будут открытые праймериз, – предположил спикер облдумы, «единоросс» Михаил Боровицкий.
К такому же – «открытому» – варианту склоняются и в калининградском отделении партии власти. Калининградскую область сегодня с приставкой и. о. возглавляет Антон Алиханов.
Всего же в этом году сменятся главы 14 регионов. Как отмечает «Коммерсант», сегодня в России, помимо открытой, предусмотрено ещё три модели голосования – когда голосуют все жители субъекта, прошедшие предварительную регистрацию, когда выборщиками становятся только члены ЕР и члены лояльных ей общественных организаций и когда право голоса есть только у партийцев.
По словам политолога Константина Калачёва, последний – закрытый – вариант в большей степени страхует губернатора от каких-либо скандалов.
- Оппоненты главы региона могут использовать открытые праймериз, чтобы ослабить его позиции и создать площадку торга. Губернаторы не любят, когда кто-то пытается им «выкручивать руки» или требует от них ненужных, по их мнению, усилий в имитационном отборе кандидата, – пояснил эксперт.
При этом, по словам Калачёва, выбор модели праймериз во многом зависит от личностных и политических предпочтений руководителя субъекта или ситуации в регионе.
- Если выдвигается новый человек, как в Ярославле или Калининграде, то открытые праймериз – инструмент знакомства. Если глава работает давно и в представлении не нуждается, видимость демократичности и площадки для знакомства ему ни к чему, – отметил Константин Калачёв.
Может «взорвать» республику
Между тем, в Бурятии уже несколько месяцев обсуждают, кто может занять пост главы республики. Помимо действующего – Вячеслава Наговицына – среди главных кандидатов эксперты называют лидера местных коммунистов Вячеслава Мархаева и экс-депутата Госдумы Михаила Слипенчука. И, по мнению специалистов, предстоящая предвыборная кампания в Бурятии будет непредсказуемой. Некоторые политологи предполагают, что основная борьба развернётся между Наговицыным и Слипенчуком.
- Мы все понимаем, что есть неудовлетворённый своим нынешним положением Михаил Слипенчук. Вот он может действительно начать какую-то игру против Наговицына. Слипенчук обладает гигантским финансовым ресурсом, он действительно может «взорвать» республику, если сильно начнёт «гулять». Это угроза, но её можно, что называется, купировать до выборов, провести соответствующие переговоры, сесть за стол и всё решить. Если Наговицын сделает так, чтобы он был доволен, пристроит его куда-то, то, в общем-то, серьёзных врагов или соперников, наверное, не будет, – считает профессор Национального исследовательского университета «Высшая школы экономики» Олег Матвейчев. – И тогда Наговицын спокойно может переизбираться на следующий срок. Матханов какую-то большую игру вряд ли затеет. Мархаев, естественно, выставится, что-то получит своё.
К слову, сам бывший госдумовец неоднократно отмечал, что не претендует на пост главы республики.
- Вячеслав Наговицын – выдающийся политик, который справляется со своими обязанностями. Я считаю, что он много сделал и ещё сделает для республики. Как депутат Государственной Думы от Бурятии я поддерживал, поддерживаю и буду его в этом поддерживать. Поэтому никакой конкуренции с моей стороны в этом быть не может, – заявлял Михаил Слипенчук, правда, в январе 2014 года.
Минувшим летом отношения экс-депутата Госдумы с руководством республики явно обострились – когда он и другие кандидаты в Госдуму от Бурятии заявили о давлении административного ресурса во время выборов. На специально созванной пресс-конференции они отметили: власти Бурятии готовы на всё, что угодно, лишь бы «посадить» в депутатское кресло «своего человека». После этого в Москву посыпались письма и жалобы. Как итог – Бурятия оказалась в «чёрном списке» ЦИК.