Байкал
1956

Глава Росрыболовства: «Здесь нет ничего страшного»

Федеральные чиновники склоняются к полному запрету на вылов байкальского омуля

Фото: fish.gov.ru

Спор об ограничениях на добычу байкальского эндемика ведётся уже несколько лет. Ранее речь шла о пятилетнем запрете, однако в октябре стало известно, что мораторий может растянуться и на более длительный срок.

В конце ноября активист ОНФ и депутат Госдумы Николай Николаев рассказал, что запрет вступит в силу уже с 2017 года и продлится до 2019-го.

- Я направил запрос в правительство России  по этому вопросу и получил ответ от Росрыболовства. В нём сказано о введении такой меры, – пояснил Николаев в интервью ТАСС.

Он также призвал власти регионов сосредоточиться на помощи населению, которое может пострадать после введения ограничений.

С омуля на нерпу?

Отмечалось, что табу коснётся всех видов квот – за исключением рыборазводных заводов и Госрыбцентра. Напомним, на совещании в правительстве в мае министр сельского хозяйства Бурятии Даба-Жалсан Чирипов признал, что запрет на вылов омуля – мера вынужденная и что это может «ударить по промышленникам, но другого пути нет».

- В данных условиях полумеры ничего не решат. Наши промышленники, занимающиеся выловом омуля должны перепрофилироваться на другие виды деятельности, к примеру, на добычу нерпы или других видов рыб, – заявил министр. –  Также они могут заняться сельским хозяйством.

Однако глава Минприроды России Сергей Донской, который побывал в Бурятии на минувшей неделе, заявил, что тотальный запрет на вылов байкальского эндемика вводить не станут.

- Любительское рыболовство запрещать не имеет смысла. В  первую очередь потому, что оно не имеет столь негативного влияния. Восстановление популяции произойдёт даже при наличии любительского рыболовства, –  отметил он. 

Такого же мнения придерживаются и власти республики.

- Мы категорически  против введения запрета. Регулировать надо – это абсолютно точно, поскольку популяция снижается. Необходимо увеличить средства  на рыборазведение. Существующие мощности позволят производить необходимое количество личинок  и мальков.  Если  одновременно выделить деньги на модернизацию без остановки предприятий и  на рыборазведение,  то в течение двух-трёх лет можно восстановить популяцию, –  подчеркнул глава Бурятии Вячеслав Наговицын.

«Нет ничего страшного»

А вот глава Росрыболовства Илья Шестаков уверен: ограничение вылова вводить необходимо.

- В противном случае мы можем полностью потерять запас. Учёные говорят, что он находится на критически низком уровне и надо принимать решительные меры, – рассказал руководитель федерального ведомства в интервью «Российской газете». –  К сожалению, полностью побороть нелегальный оборот продукции из омуля мы не можем, пока есть возможность легального промысла. Запрет на вылов  автоматически прекратит оборот продукции – любой товар из этого вида рыбы будет нелегальный. Мы настаиваем именно на такой жёсткой мере. Здесь нет ничего страшного.

В качестве примера чиновник привёл опыт Советского Союза, где табу на добычу байкальского эндемика действовало «практически 13 лет».

- Благодаря этому запас полностью восстановился, и омуль снова смогли добывать в промышленных масштабах, – заметил Шестаков. –  Конечно, запрет связан с социальной напряжённостью. Мы провели большое количество общественных слушаний и на федеральном уровне, и в Иркутской области, и в Бурятии. Лучше принять тяжёлое решение сейчас, чем потом потерять вид полностью или работать над его восстановлением долго и затратно – как в случае с осетровыми Каспия.

Отметим, Росрыболовство до сих пор не приняло окончательное решение о сроках моратория на вылов омуля. По данным  «Байкал Инфо», это произойдёт в марте. 

- Наше предложение – ввести запрет на три года и посмотреть, что дальше будет с популяцией. Но учёные говорят, что при хорошей работе по охране и воспроизводству за пять лет запас может восстановиться, – подчеркнул Илья Шестаков.

На рынке в Иркутской области, между тем, началось настоящее «импортозамещение»: омуль продавцы выдают за другую рыбу – пелядь и даже ряпушку.

-  По виду они похожи, но вкус, конечно, другой. Приезжий человек может не разобраться, –  написал на своей странице в Facebook на минувшей неделе житель Листвянки. –  Всё больше на прилавках рыбы, которая раньше считалась «мусором», зря забивающим сети. Появилась подкопчённая голомянка. Небольшая, не длиннее 10-12 сантиметров тушка – почти сплошной жир. Вкус на любителя. Люди приспосабливаются, короче. Не желают, понимаешь, помирать по государственному постановлению.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях