Приобрести авиабилет за 6200 рублей до Москвы смогут только граждане в возрасте до 23 лет и пенсионеры – женщины от 55 лет и мужчины старше 60-ти, а также люди с инвалидностью первой группы, второй и третьей групп (с детства) и их сопровождающие.
- Льготная программа будет действовать с 1 апреля по 31 октября 2017 года. Продажа билетов по спецтарифу начнётся в марте, – сообщили в пресс-службе правительства республики.
Напомним, в программу дотирования авиаперелётов Бурятию включили в декабре 2010 года, когда федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) и все авиакомпании, осуществляющие полёты по маршруту Улан-Удэ – Москва – Улан-Удэ, подписали соответствующие соглашения.
«Бандитская» ценовая политика
Дешёвые билеты зачастую удаётся купить не всем льготникам. Что уж говорить про остальных жителей Бурятии, которые не могут воспользоваться скидкой. Для них путешествие в Первопрестольную и вовсе остаётся недоступным. Сегодня цены на перелёт в один конец колеблются от 14 до 16 тысяч рублей. А потому желающие попасть в Москву вынуждены экономить – покупать билеты на поезд до соседних Иркутска или даже Читы, а уже потом – на самолёт до российской столицы. Такой «вояж» обходится примерно в 10 тысяч.
Кстати, в октябре на заседании Совета Федерации уже бывший сенатор от Бурятии Арнольд Тулохонов заявил: минувшим летом авиакомпании S7 и «Уральские авиалинии» по сговору подняли цены на билеты в эконом-классе из Улан-Удэ в Москву до 80 тысяч рублей. Причём ни от количества пассажиров, ни от дальности полётов это не зависело.
- Для сравнения могу сказать – недавно мой сотрудник купил билет по маршруту Москва – Нью-Йорк – Лос-Анджелес – Сиэтл и обратно за 63 тысяч рублей. Нормальный разум отказывается понимать такую ситуацию, – цитировало Тулохонова ИА «Восток-Телеинформ». – Можно только догадываться, как при такой «бандитской» ценовой политике можно развивать внутренний туризм, летать сибирякам в Крым или Сочи.
Он подчеркнул: социологические опросы свидетельствуют о том, что в стране год от года растёт количество людей, которые никогда не бывали в российской столице, и москвичей, не представляющих, где находится Байкал.
Ранее в ситуацию вмешался также уже бывший депутат Госдумы Михаил Слипенчук. Он обратился в федеральную службу по тарифами, ФАС и Минтранс с просьбой провести соответствующую проверку.
- По данным открытых источников, летом цены на авиабилеты выросли более чем в два раза по сравнению с зимним периодом 2016 года. При этом цены на топливо и аэропортовое обслуживание остались практически на прежнем уровне, – заявил Слипенчук.
Почти по Черномырдину
С наступлением лета в социальных сетях и в самом деле всё чаще стали появляться записи, в которых авторы сетовали на высокие тарифы авиаперевозчиков.
- Видимо, воодушевлённые зимой заявлениями правительства о развитии внутреннего туризма, новостями о субсидировании авиарейсов и развитии отечественных лоукостеров, туристы рассчитывали, что отдых на родине станет сопоставим по цене или даже дешевле, чем зарубежные курорты. Однако, как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда, – писало ИА «Regnum».
В качестве примера информагентство привело озеро Байкал. Чтобы добраться до него, туристам из европейской части страны придётся изрядно потратиться. Так, в конце июля самый дешёвый билет из Москвы в Иркутск и обратно можно было приобрести за 39,7 тысяч рублей. В Бурятию перелёт был ещё дороже – от 53 тысяч рублей.
- Огромные цены на авиабилеты отрицательно влияют на туристический поток в республику. У нас и так в Бурятии транспортная логистика недостаточна развита. Да, существуют прямые авиарейсы в Улан-Удэ из Москвы, но с такими заоблачными ценами на билеты люди лишены возможности прилететь и отдохнуть в Бурятии, – рассказала тогда изданию директор туристической компании «БурятИнтур» Туяна Гомбоева.
В списке «дорогих» регионов также оказался Алтай. По данным «Regnum», минимальная стоимость перелёта Барнаул – Москва значительно возросла в летние месяцы. На большинство ближайших дат цена колеблется от 25-30 тысяч рублей и выше (в оба конца).
- На самом деле, ничего удивительного в сложившейся ситуации нет. Видно, что тарифная политика формируется не исходя из издержек по конкретному направлению, а в соответствии с его популярностью. Новосибирск и Красноярск – деловые центры, туда летит много командировочных по делам бизнеса. Алтай и Бурятия притягательны с точки зрения туризма, цены тоже высокие, – пояснил новосибирский экономист Станислав Савельев. – А вот, например, Томск таким спросом не пользуется, и билеты стоят почти в два раза меньше, чем в соседний Новосибирск. Есть такой миф, мол, в Сибири медведи по улицам ходят и это отпугивает туристов. Да ну, их отпугивают такие вот цены на билеты.
Он подчеркнул, что в стране необходимо развивать сеть местных авиалиний, а также стимулировать конкуренцию и препятствовать картельным сговорам в сфере авиаперевозок.
- Для развития внутреннего туризма вся сфера перевозок – и автомобильных, и железнодорожных, и авиационных – очень важна. Здесь необходимо умное государственное регулирование, – заявил Савельев.
Недоступная роскошь
Осенью на сайте Change.org даже появилась петиция с требованием снизить цены на билеты. Её автор – жительница российской столицы Екатерина Власова.
- Хотелось бы добиться разрешения республиканской проблемы в глобальных масштабах. Дело в том, что стоимость авиаперелёта в Улан-Удэ составляет около 19 000 рублей в одну сторону при средней зарплате по региону в 15-20 тысяч. Люди, проживающие в Москве, просто не могут позволить себе увидеть своих близких и слетать на родину, ведь даже для них 40 тысяч рублей за билет – это очень дорого, – отметила автор обращения. – Это произвол, который никто не может остановить! Республика, которая располагается на берегу озера Байкал и является буддийским центром нашей страны, давно могла бы стать популярной туристической зоной. Однако такие цены на одни только билеты уже делают отдых на Байкале роскошью, недоступной для средней прослойки населения.
На данный момент петицию поддержало уже более четырёх тысяч человек. «Приземлить» цены на билеты пытаются и власти региона. Так, в начале ноября глава республики Вячеслав Наговицын поручил министерству транспорта совместно с УФАС подготовить соответствующее обращение в правительство страны. А в декабре к проблеме подключились и депутаты Госдумы от Бурятии – Николай Будуев и Алдар Дамдинов.
- Мы подняли вопрос о ценообразовании авиабилетов из Улан-Удэ. На сегодняшний день стоимость авиаперелётов по сравнению с соседними Иркутском и Читой в два раза выше, – констатировал тогда Алдар Дамдинов.