Всадник с винтовкой
Башкирия, Тюмень, Бурятия, Казахстан и Якутия – в этих регионах не первый год обсуждается возможность введения новых видов спорта – конного биатлона и лучной стрельбы с коня. Успехи регионов в развитии идеи довольно сильно разнятся. Где-то только начинают задумываться об этом, а где-то уже провели первые соревнования.
Идея конного биатлона не нова, в разных регионах России ее предлагали не единожды. Кое-где от слов перешли к делу. Так, состязания по стрельбе из винтовки с коня прошли прошлой весной в Тюмени. Летом прошлого же года конный биатлон включили в программу соревнований на сабантуе в Башкирии. На днях идею начали обсуждать в СМИ Якутии.
“Охота на лошади издавна и по сей день является частью быта нашего народа. Думается, конный биатлон в последующем можно было бы включить в программу игр Манчаары”, – говорится в коллективном письме жителей Горного улуса республики, направленном в редакцию популярного якутского сайта. “Игры олонхо Манчаары” – спартакиада по якутским национальным видам спорта - проводятся раз в четыре года. Учитывая экономическую мощь Якутии и ее способность к организации массовых зрелищ, можно верить, что так или иначе, эту идею там реализуют.
Ружейная стрельба с коня не чужда и монгольским народам. Вплоть до 1960-х годов в некоторых хошунах Внутренней Монголии еще проводили состязания по этому зрелищному виду спорта. Что интересно, очевидцы рассказывают, что зачастую в такой стрельбе принимали участие одни женщины. От монголок не отстают дамы Лурестана (Иран), где шоу со стрельбой с коня проводятся до сих пор. Прекрасные представительницы кочевых лурских племен очень колоритно смотрятся на коне и с ружьями. Помимо азиатских регионов ружейная стрельба с коня практикуется в США в штатах Юга и Среднего Запада.
Конный лучник
Лучная стрельба с коня около трех тысяч лет тому назад превратила степных кочевников в самую эффективную кавалерию мира. В это время народы степей отказались от колесниц и сели на коней, пока еще без седел и стремян. Примерно тогда же китайские летописцы для обозначения северных степняков начинают использовать термин ху вместо прежних жун и ди. Как полагают некоторые ученые, китайское ху является передачей древнемонгольского хор. В свою очередь слово хор в монгольских языках раньше имело смысл «берестяной колчан» (той конструкции, где стрелы располагались остриями вверх). Возможно, отсюда берут исток бурятский этноним хори, тюркские и иранские термины куркапын, кориджи, курчин, означавшие военную элиту и различные виды воинских подразделений. Бурятские легенды о древнем населении Баргузина, повествующие о народе аба-хорчин, вероятно, тоже не лишены связи со стрелковой терминологией. Уже при хунну появляется понятие «народы, натягивающие лук», объединяющее этносы, чьей основной военной силой стали конные стрелки.
Во времена хунну начинается использование жестких седел и стремян (сначала деревянных), что в разы усилило эффективность верховой стрельбы. Тогдашняя Европа, не знавшая ни того, ни другого, сполна ощутила свое бессилие перед эскадронами мобильных стрелков.
Голландский путешественник, посещавший Бурятию в конце 17 века, писал о скорости и меткости бурятских конных стрелков:
"...на лошади сидят низко, что они делают для того, чтобы легче поворачивать лук в направлении от врага, затем резко поворачиваются к нему для выстрела, но всегда стреляют вверх так, что стрела падает прямо сверху вниз, когда имеет наибольшую силу, как он мне наглядно показал и как это математически обосновывается. При спуске стрелы он держал оба глаза открытыми... и так умел рассчитывать время, что когда выстреливал вторую стрелу после первой, я видел несколько раз, как вторая почти касалась первой, и обе стрелы падали одновременно, очень близко друг от друга. Поистине я бы не поверил этому, если бы я этого не видел".
Сегодня возрождением конной стрельбы из лука занимаются энтузиасты во многих странах мира. Несколько лет назад первый турнир конных лучников состоялся в Киеве. В Монголии это направление активно разрабатывается уже сравнительно давно, появились поборники нового вида спорта и в Бурятии. Одним из них является Содном Шагдаров. Клуб любителей стрельбы с коня действует в Австралии. Большое внимание возрождению конной стрельбы уделяется в Казахстане, где это направление курируется Федерацией национальных видов спорта. У казахов стрельба с коня называлась «жамбы ату». Мишенью служил серебряный диск жамбы, подвешенный на тонкой веревке к перекладине между столбами. Одним из сложных вариантов победы было попадание в веревку, которую в этом случае необходимо перерезать стрелой. До 1920-х годов состязания по конной стрельбе проходили в Монголии, где мишенью служили небольшие набитые чем-то мягким мешки на столбах, установленных вдоль дорожки для всадников. Наконец, нельзя забывать Японию, страну, в которой ябусамэ – стрельба из лука с коня – никогда не прерывавшаяся традиция.
Сегодня можно говорить о том, что регионы и страны как будто соревнуются между собой в том, кто раньше и интереснее создаст или возродит зрелищные виды спорта, базирующиеся на старинных традициях. Туристическая привлекательность превратилась в важный экономический фактор, который нельзя недооценивать. В гонку включается все больше регионов, никто не хочет остаться в аутсайдерах.
Продолжение: Конный стрелок – бессмертная легенда.