Журналисты популярного молодежного интернет-сайта furfur.me побеседовали с активистками из разных регионов России, чтобы узнать как развивается феминистическое движение в их городах. Девушки из Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Кавказа, Урала и Северо-Запада охотно поделились своими историями.
Девушки «исповедались» изданию и рассказали, как им живется после принятия «идеологии».
- После феминизации ты, конечно, иначе выбираешь друзей, иначе общаешься с противоположным полом, иначе воспитываешь ребёнка. К сожалению, многих авторов ты уже не можешь читать, - рассказала девушка из Санкт-Петербурга.
Активистки вспомнили ужасные истории насилия, и поделились своими размышлениями.
- Феминизм сравнивают с выходом из матрицы. Ты видишь разрозненные явления, но в голове они не составляют систему, поэтому тебе просто кажется, что это человек плохой, что ситуация такая, что девушка сама виновата. Когда ты усваиваешь феминистский массив знаний, то ты понимаешь, что всё это имеет системные причины и видимые нами последствия, - говорит Вика из города Уфа.
Охотно на эту тему высказалась и жительница Бурятии по имени Ася.
Мы полностью публикуем историю бурятской феминистки.
«Республика Бурятия — национальная республика, здесь всё строится на традиционных устоях и семейных ценностях. Я из этнически бурятской семьи, у нас всегда были важны буддийские ценности, оба родителя – верующие, поэтому моё детство было религиозным. Воспитание было исключительно патриархальным, папа говорил «принеси-подай-приготовь», были чётко разделены функции. Отец — добытчик, возвращался с работы и отдыхал, а мама приходила после двух смен в школе и готовила-стирала-убирала, я вместе с ней. Распределение обязанностей тогда казалось нормальным, а сейчас выглядит несправедливо. Осознание пришло достаточно поздно, я уже стала студенткой и только тогда подумала: возможно, что-то неправильно. Хотя конечно, первой весточкой была смена в детском лагере на Дальнем Востоке. Помню, как впервые увидела, насколько отличаются от меня остальные дети, как по-другому они мыслят даже ребята из моего отряда.
Около 5 лет назад родители и родственники начали задавать вопросы: ну что, а как замуж? ты уже определилась? кто за тобой ухаживает? уже нужно родить ребёнка, детородный возраст-то небольшой, ты же понимаешь? Сейчас мне 25, я не замужем и на меня косо смотрят родственники. Окружающие лезут с советами: может, нужно что-то изменить в своей жизни? каблуки надень, косметику используй, волосы отрасти? Будь более женственной! Смешно.
Последнее время у нас, и в российском обществе в целом, наблюдаются «пропаганда “традиционных ценностей”», возникают дискуссии о возобновлении традиции многоженства. До прихода буддизма буряты заводили сразу несколько супруг, были огромные семьи. Но это далеко в прошлом и с нашей реальностью никак не связано. Не знаю, кто инициатор этих обсуждений, но люди подключаются, всерьёз говорят о «возврате к корням». Кроме того, у нас идёт активная кампания против абортов — широкая общественность приравнивают их к убийству. За запрет выступает не только православная церковь, но и буддийская сангха.
Быть феминисткой в Бурятии сегодня непросто. Тебя вряд ли побьют на улице, но общественному осуждению подвергнут точно. Улан-Удэ — город маленький и тесный, здесь господствует клановость, все друг друга знают, устроиться на работу можно только по знакомству (ударение на У). Развиваться невозможно, если ты не родственник или знакомый известного человека. В отличие от других российских феминисток, мне фактически нельзя заявлять открыто о своих фем-взглядах. Я работаю в госучреждении и точно потеряю работу из-за своей позиции — такая же ситуация у всех девочек, с которыми мы делаем паблик».
Отметим, год назад в Улан-Удэ появилось движение свободных девушек. Для его участников феминизм – не противопоставление себя сильной половине человечества, а, скорее, возможность разрушить современные стереотипы, связанные с мужчинами и женщинами.