Байкал
2701

«Поезд ушёл»: В Улан-Удэ вновь «подвисло» строительство очистных сооружений

Жителям бурятской столицы придётся ещё несколько лет задыхаться от запаха фекалий

Фото автора

В минувший вторник, 31 января, в Москве состоялось заседание Общественного совета при Минприроды России. На нём экологи и чиновники обсудили меры по спасению Байкала. Затронули и вопрос строительства новых очистных сооружений в Улан-Удэ.

Выяснилось, что реализация проекта вновь откладывается: город затянул с проектно-сметной документацией. Так что деньги на эти цели улан-удэнские власти получат в лучшем случае в 2018 году, а не в 2017-м, как обещали в мэрии ранее.

- Мы ставили перед субъектами вопрос о том, что если они не определятся со своими приоритетами с точки зрения проектирования, мы ничего не сделаем. В этом году, по сути, будет финансироваться полтора объекта – очистные города Иркутска и переходящие объекты 2016 года. Всё, – отметил в своём выступлении директор департамента экономики и финансов Минприроды России Сергей Бубенов. – Забайкальский край не получает ни рубля: у них нет подготовленной проектной документации. То же самое с Бурятией и Иркутской областью. Это проблема субъектов, никто за них её не решит. К сожалению, в 2017 году поезд ушёл.

Он подчеркнул: Бурятия признала свою ошибку.

- Они сказали, что рассчитывали на муниципалов, но они не нашли в бюджете деньги, – пояснил федеральный чиновник.

Республиканские власти пообещали поддержать город рублём. Участники заседания предложили выделить бурятской столице 33 миллиона уже в этом году.

- Хотел отдельно затронуть тему очистных сооружений в Улан-Удэ. Я уже не на одном совещании слышал мольбы и просьбы, что их надо срочно построить. Давайте выделим 33 миллиона рублей. Мы же понимаем, что цена вопроса – восемь миллиардов и что Улан-Удэ – крупный город. Вообще, «Водоканал» собираются развивать  в соответствии с законом о водоснабжении и водоотведении. У него есть программа, какие-то концессии, – подчеркнул глава  департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Минприроды Дмитрий Кириллов.

«Требования жёсткие»

Напомним, минувшим летом в ходе проверки сотрудники Росприроднадзора по Бурятии выявили, что «Водоканал» сбрасывал отходы в Селенгу, даже не имея на то разрешительных документов. А вместе с неочищенными стоками в главный приток Байкала сливались химические вещества и микроорганизмы. Установленные нормативы на допустимые сбросы при этом не соблюдались. Да и качество воды оставляло желать лучшего: в районе левобережных очистных сооружений оно не соответствовало требованиям по шести, а в районе правобережных – по двум показателям. Тем не менее, за все эти нарушения коммунальщики отделались штрафом в 110 тысяч рублей.

Спустя несколько месяцев проблема вышла на федеральный уровень. В эфире телеканала ОТР сотрудники «Водоканала» подтвердили: оборудование на станции не меняли больше сорока лет. Обеззараживание воды перед сбросом в реку не проводилось уже давно. Раньше для этого здесь использовали хлор, но современные нормативы его запрещают. А на покупку ультрафиолетовой установки у муниципального предприятия нет средств.

- У нас идёт превышение по взвешенным веществам, нефтепродуктам и железу, – рассказала ОТР начальник отдела экологии МУП «Водоканал» Эржена Пехутова.

«Уникальный проект»

Грязная вода не только разносит неприятный запах по окрестностям: неочищенные стоки текут из города прямо в Байкал, убивая флору и фауну озера. Природоохранная прокуратура не раз выписывала штрафы руководству «Водоканала». И только после того, как ведомство обратилось в суд,  собственник  очистной станции – мэрия Улан-Удэ – приступила к разработке проекта на реконструкцию правобережных очистных сооружений.

- В суде они говорят, что делать они этого не должны – денег в бюджете нет. Мы говорим: «Конечно, денег у вас всегда нет, но обязанности и полномочия, возложенные на вас законом, вы должны исполнять и изыскивать денежные средства», – пояснила заместитель Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Ирина Чистякова.

Во исполнение решения суда Минстрой Бурятии подал заявку на вступление в государственную программу по охране Байкала. Отмечалось, что из федерального бюджета на капитальную реконструкцию очистных направят более двух с половиной миллиардов рублей.

- Это один из самых передовых неплохих проектов по стране. Он уникальный хотя бы потому, что у нас требования жёсткие. В других городах, где таких требований нет, строят простые очистные, – отметил в интервью ОТР председатель комитета городского хозяйства администрации Улан-Удэ Константин Мошковский.

«Крайне изношенное состояние»

Хотя городские власти оценивают «обновление» очистных в два с лишним миллиарда, по другим оценкам, на эти цели может потребоваться ни много ни мало 8 миллиардов рублей. По словам главы Минприроды Сергея Донского, сегодня главной причиной загрязнения Байкала являются сточные воды.

- Мы понимаем, что решение нужно найти в этом году. Это главный результат, к которому мы стремимся в рамках года экологии на Байкале, – рассказал руководитель федерального ведомства в интервью «Коммерсанту».

Состояние объектов ЖКХ на Байкальской природной территории в природоохранном ведомстве характеризуют как «крайне изношенное». По словам пресс-секретаря Минприроды Николая Гудкова, стоки, которые попадают в озеро, очищены лишь на 20 %. А  появление спирогиры учёные связывают в том числе и со «значительно возросшей антропогенной нагрузкой на побережье».

Федеральная целевая программа, в рамках которой планируется заменить очистные, будет действовать ещё четыре года.

- Может, мы успеем построить только первую очередь. Всё будет зависеть от ресурсного обеспечения в следующие годы, – пояснил изданию Сергей Бубенов.

Сколько средств получит бурятская столица в этом году и получит ли вообще, в Минстрое России прокомментировать затруднились. К реализации проекта также планируется привлечь частные инвестиции. Среди других источников финансирования называют средства «Водоканала», полученные за коммунальные услуги.

При этом экологи считают, что появление новых сооружений в Улан-Удэ не решит проблему загрязнения Байкала полностью.

- Хозяйственно-бытовые стоки из населённых пунктов, которые находятся на берегу, дают большой процент загрязнения, – отмечает руководитель программы «Гринпис России» по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин.

Такого же мнения придерживается и директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы России Евгений Шварц.

- Улан-Удэ находится не на берегу озера, поэтому пока все эти стоки спускаются в Байкал по рекам и в результате проходят хоть какую-то очистку, тогда как на берегу много дачных посёлков, кооперативов, где вообще нет очистных сооружений, – пояснил он «Ъ». – Конечно, все другие населённые пункты дают меньше загрязнения, но это тоже огромная проблема.

«Без этого проблему не решить»

В ноябре улан-удэнские чиновники заявляли, что первые 400 миллионов город получит уже весной. На них планировалось заменить старые резервуары-отстойники и коммуникации и, наконец, приобрести обеззараживающую установку. Предполагалось, что после этого жители районов, расположенных рядом со станцией, перестанут чувствовать характерный аромат от реки. Остальную сумму, по условиям программы, федеральный бюджет будет переводить Улан-Удэ частями в течение трёх лет. И к 2020 году руководство станции планирует накрыть отстойники ангарами, которые окончательно избавят людей от запаха фекалий.

Этот вопрос после проверки природоохранной прокуратуры взяли на контроль общественники. В конце декабря депутат Госдумы, сопредседатель бурятского отделения ОНФ Николай Будуев вместе с другими «фронтовиками» и представителями СМИ «проинспектировал» главные очистные сооружения Улан-Удэ. Итоги проверки оказались неутешительными.

- Сооружения крайне изношены, местами – более чем на 90 %, некоторые станки уже не работают, – рассказал Николай Будуев.

Он отметил, что город решать вопрос не торопится.

- Та же самая история, как и со школой № 2 – когда ПСД не могли подготовить в течение четырёх лет.  После того, как деньги выделят, наша главная задача – проконтролировать, чтобы они были потрачены не зря. Сегодня именно улан-удэнские очистные убивают Байкал – в силу того, что они морально устарели.  Первую очередь построили в 1975, вторую – в 1985-м. И сейчас крайне важно как можно скорее провести реконструкцию. Без этого проблемы Байкала не решить, – заявил  депутат.

В администрации признали: подготовить документы и в самом деле не успели в срок, но связано это с новыми требованиями к проекту. Председатель комитета городского хозяйства Константин Мошковский сообщил: они «просто заоблачные», к тому же властям пришлось сменить подрядчика. Он пообещал, что виновные понесут наказание.

- Кто подписывал документы – тот и будет отвечать, – заявил он.

- А как? – поинтересовались журналисты.

- Штрафы, – лаконично ответил чиновник.

Представители СМИ спросили, насколько очистные отвечают экологическим требованиям. Разъяснить ситуацию Константин Мошковский решил доступным языком.

- Если вы машину купили для одного вида бензина, чтобы её переделать, понадобится реконструкция. Поэтому речь сегодня идёт о новых очистных. Необходимы денежные вливания. А они немаленькие – 2,7 миллиарда рублей. Требуются современные материалы, современное оборудование, более жёсткие условия очистки, – подчеркнул он.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях