Байкал
2655

«Life»: «Досадно за Байкал»

Популярное федеральное издание рассказало о символах, «пролетевших» мимо новых российских купюр

Коллаж infpol.ru

Напомним, в этом году в России планируется ввести в оборот банкноты номиналом 200 и 2000 рублей. В Центробанке считают, что это позволит упростить расчёты за товары и услуги, ведь значительная часть платежей находится в интервале между 100 и 500, а также 1000 и 5000 рублей. Сегодня на российских купюрах изображены символы российских регионов. Регулятор решил сохранить эту традицию и при этом дать старт новой – сделать выбор общественным.

О начале общероссийской кампании по выбору символов для новых банкнот глава Центробанка Эльвира Набиуллина объявила в конце июня. В течение месяца со своими идеями «дизайна» мог выступить каждый желающий.

От памятника Ленину до Байкала

Отметим, власти республики предлагали разместить на купюрах известные достопримечательности – Иволгинский дацан и памятник Ленину на площади Советов в бурятской столице.

- Улан-Удэ в этом году отмечает юбилей – 350-летие со дня основания. С точки зрения привлечения ещё большего числа туристов в наш интересный, гостеприимный край это было бы очень хорошо для республики, – отметил тогда глава Бурятии. – Самый узнаваемый символ столицы Бурятии, место паломничества туристов – это памятник Владимиру Ленину на главной площади Улан-Удэ. Мы будем предлагать его изображение, в первую очередь, на более распространённую, двухсотрублёвую купюру.

Поддержал идею с Иволгинским дацаном и известный московский журналист Максим Шевченко.

Перед тем, как появиться на официальном сайте конкурса, каждый символ, по правилам, должен был набрать не менее 5000 голосов. Байкал (с привязкой к Иркутску) «преодолел» этот порог. Кроме того, иркутяне «выдвинули» на конкурс бабра – геральдического зверя, изображённого на гербе региона.

Проигнорировали конкурс?

Из других сибирских городов, согласно данным интерактивной карты, активность проявили Барнаул, Кызыл (Тыва), Новосибирск, Томск и Шерегеш (Кемеровская область). А вот жители Бурятии, которые активно голосовали за Байкал, сами не предложили ни одного символа.

Первый этап конкурса завершился в июле. Его прошли шесть сибирских городов с 11 заявленными достопримечательностями. Конкуренцию им составили ещё 63 символа. И без повторов не обошлось.

- Помимо Томского университета на карте представлено еще около десятка учебных заведений. Также на банкноту метит почти десять памятников исторических личностей и столько же малоизвестных монументов. В этом сегменте явных конкурентов для Сибири нет, поскольку многие символы равны по популярности, – писал сайт Sibnet.ru.

В августе фонд «Общественное мнение» провёл опрос населения. По его результатам определили десятку наиболее популярных городов или территорий и 20 относящихся к ним символов. В их число попал и Байкал.  

Финальный отбор стартовал 5 сентября. Некоторое время «жемчужина Сибири» держалась в тройке лидеров, а потом сдала позиции, опустившись на десятую строчку. Всего за священное озеро и бабр проголосовало почти треть миллиона россиян, однако в итоге Байкал уступил место на новых российских купюрах Севастополю и Дальнему Востоку.

«Как русские и французы»

Как сообщает портал «Life», комиссия Центробанка России под руководством Эльвиры Набиуллиной, наконец,  утвердила дизайн новых банкнот. Издание напоминает: до настоящего времени в России, СССР и других странах, использовавших рубль, купюр номиналом 2000 рублей не было.

- Двестирублёвки эмитировались при Горбачёве и Ельцине в пастельных зеленоватом и розовом оттенках – страшные по эстетике и покупательской значимости. А какие прекрасные были николаевские ассигнации! Большие, как простыня, хрусткие, плотные, с гравированными портретами царей, с виньетками и прочими старорежимными подробностями. Стоили дорого, как и выглядели, имея хождение наравне с золотой монетой, – делает небольшой экскурс в историю автор статьи Андрей Татарчук. – Переходные керенки, имевшие хождение в первые годы ленинской России и на заре НЭПа, были похуже. Вообще, в смутные годы Первой мировой войны, перетёкшей в Гражданскую, свои рублики печатали даже мелкие самостийные атаманы – это полиграфическое убожество имеет сейчас ценность только для историков и бонистов.

Замечательные в своём лаконичном дизайне сталинские рубли с солдатом, шахтёром, лётчиком, народными героями, к сожалению, для ведомства Набиуллиной не эталон, да и чеканный профиль Ленина – не ориентир, подчёркивает журналист.

- Портреты заменили на туристические достопримечательности – в этом вся суть истории российского монетаризма последних 26 лет, – сообщает издание. –  Итог российского дискурса, судя по результатам голосования, таков: почти 544 тысяч голосов – и на банкноте номиналом 200 рублей утверждено изображение памятника затопленным кораблям в Севастополе плюс вид на Херсонес Таврический. Почти 547 тысяч «да» –  и на банкноте 2000 рублей появятся гении новейшей зодческой мысли на крайнем востоке страны: циклопические ванты и пилоны моста на остров Русский во Владивостоке и космодром Восточный в соседней Амурской области.

Всего в конкурсе, по данным портала,  участвовало более 5000 символов. Автор публикации отмечает: это немало. И приводит параллели.

- Города сошлись в этом конкурсе Центробанка, как русские и французы в поле под Бородино. Бились до последнего голоса, – пишет Андрей Татарчук.

«Чудесные объекты – в аутсайдерах»

Казани, Сочи и Волгограду не хватило всего по несколько тысяч голосов, чтобы занять место Херсонеса. Петрозаводск, Нижний Новгород, Владимир, Иркутск и Сергиев Посад набрали по 290-310 тысяч голосов каждый и вышли из «марафона», отмечает издание.

- В аутсайдерах конкурса, кстати, чудесные объекты и субъекты России. Обидно за проскочивший мимо новой денежной массы Волгоград с Мамаевым курганом и Родиной-Матерью. Досадно за Байкал, за Нижегородский Кремль и сочинский Роза-Хутор. Конечно, Центробанк – это не ЮНЕСКО, но деревянные церкви Кижи в Петрозаводске этого не знают. Изображения мечети «Сердце Чечни» в Грозном, православных храмов времён Ивана Грозного и даже древний Казанский кремль на купюры не попали, – констатирует «Life».

Казань не добрала лишь три тысячи голосов, чтобы сравняться с Крымом – то есть почти полпроцента. В Татарстане недовольны конкурсом регулятора в целом и экономистом Набиуллиной в частности, заявляя, что имидж региона – это не большой спорт и не шоу. Тем более, что стела в честь погибших на Чёрном море кораблей уже есть на памятной сторублёвке, посвящённой присоединению Крыма.

- Но чего уж там, деньги есть деньги, их товарная значимость всегда интереснее, чем картинки на аверсе и реверсе, – считает автор статьи. – Новые купюры станут допечатывать, модернизировать. Возможно, будут даже пытаться подделывать и давать взятки, порой взвешивая на килограммы и спортивные сумки. Хотя банкноты по 500 евро более в цене. А ещё новыми деньгами оплатят пособия, зарплаты бюджетникам, пенсии и материнский капитал. И самое главное – в ответ на протянутую купюру с дальневосточной картинкой вряд ли случится, как с красной пятитысячной где-нибудь в ночном мини-маркете в районе «Серпа и Молота», потому что 2000 рублей сегодня в России – это чуть больше пятидесяти белорусских рублей.

Журналист уверен: вся эта конкурсная дизайнерская монетизация Крыма и Дальнего Востока – политизированное решение.

- Но вообще-то можно, наверное, ещё раз напомнить миру, что с 20 января 2015 года Крым – наш, а Дальний Восток – это вообще наши азиатско-тихоокеанские ноги. Два ключевых в политике государства региона, безусловно, имеют право занять своё место в отделениях кошельков и в карманах граждан и гостей России, – резюмирует он.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях